Ущемляются трудовые права
Прокуратурой Жамбылской области проведена проверка в деятельности ГУ «Управление координации занятости и социальных программ акимата области» (далее — уполномоченный орган) и ГУ «Департамент по контролю и социальной защите по Жамбылской области» (далее – Департамент труда), по вопросу соблюдения законодательства, направленного на защиту трудовых прав казахстанских граждан и обеспечение занятостью населения в условиях экономического кризиса за 2008 год и 1 квартал 2009 года.
По данным уполномоченного органа в Жамбылскую область на 2008 год выделена квота на привлечение 2 074 иностранных граждан, из них по 1-2 категориям — 259 человек, по 3 категории – 1046 человек, остальное количество квоты выделено для привлечения иностранных граждан на сельскохозяйственные работы.
По состоянию на 1 апреля 2009 года уполномоченным органом выдано 1692 разрешений 17-ти хозяйствующим субъектам области, при этом основное количество выданных разрешений в настоящее время не реализуется в полном объеме, в виду финансовых затруднений самих компаний, а также неполучением разрешительных документов на въезд иностранных граждан в Республику Казахстан.
Вместе с тем, как показали результаты проверки, вследствие нарушения законодательства и ненадлежащего исполнения функциональных обязанностей должностными лицами вышеуказанных органов, по области сформировалась негативное состояние в сферах соблюдения трудовых прав казахстанских граждан, а также обеспечения их продуктивной занятостью.
Проверкой уполномоченного органа по вопросам законности выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы выявлены нарушения установленного порядка ее выдачи, повлекших коррупционные правонарушения и ущемление трудовых прав казахстанских граждан по сравнению с иностранными.
Помимо этого, проверкой в уполномоченном органе установлены повсеместные нарушения принципов и не соблюдения основных направлений государственной политики в области занятости населения.
Уполномоченным органом в 2008 году различным предприятиям были выданы разрешения на привлечение 1 046 иностранной рабочей силы по 3-й категории, не требующих особой квалификации.
Так, ТОО «Хантауский цементный завод», ТОО «Алшын», ТОО «ДО КНИСГ», ТОО «Модуль Е 2030», ТОО «ЧПП Казахстан» получили разрешения на привлечение граждан Китая в качестве бетонщиков, газоэлектросварщиков, электромонтеров, машинистов автомобильного крана, каменщиков, сварщиков, монтажников, плотников и слесарей.
Между тем, в региональной базе данных по таким профессиям числится 105 безработных, в числе которых 13 бетонщиков, 3 монтажника, 16 плотников, 18 сварщиков, 53 – слесарей, 25 электриков и газоэлектросварщиков различного разряда.
Кроме того, профессионально-техническими лицеями области с 2005 по 2008 г.г. обучено свыше 500 газоэлектросварщиков, 210 электромонтеров, 150 мастеров строителей широко профиля, 205 слесарей различных категорий и т.д.
Однако, уполномоченным органом не одному из вышеуказанных предприятий не выдвигались какие-либо требования о принятии на работу лиц состоящих на учете в качестве безработных, количество которых на сегодняшний день имеет тенденцию роста и составляет 37 тыс. человек.
Следовательно, уполномоченный орган, проявляя бездействие по содействию гражданам и безработным в трудоустройстве, не обеспечивает реализацию государственной политики направленную в первую очередь на сокращение безработицы (ст.4 Закона РК «О занятости населения», далее — Закон).
К тому же, уполномоченный орган какие-либо меры по трудоустройству казахстанского персонала до выдачи разрешения работодателям на привлечение иностранной рабочей силы, практически не принимало.
Проверкой установлены факты незаконной выдачи разрешений работодателям, чьи специалисты не соответствуют предъявляемым квалификационным требованиям.
К примеру, ТОО «Модуль Е 2030» на должность инженера технолога привлек гражданина КНР Цзэн Чжао Сунн, который не имел высшее профессиональное образование, как это регламентировано квалификационным справочником должностей.
В свою очередь, предприятием в отношении данного специалиста, в качестве документа об образовании был представлен сертификат, в котором указано, что он лишь окончил первичные курсы обучения техника и ему присвоена квалификация инженера механика, что противоречит требованиям ст.35 Закона РК «Об образовании».
Аналогичным образом, должностными лицами уполномоченного органа ТОО «Модуль Е-2030» незаконно были выданы разрешения на привлечение еще 6 граждан КНР, также не соответствующих требуемой квалификации.
Таким образом, уполномоченный орган, не смотря на разную специфику работ, вразрез требованиям Правил составлял справки, указывая рабочие профессии необходимых для ТОО «Модуль Е 2030».
Вопреки несоответствию требуемой квалификации, должностными лицами уполномоченного органа в лице начальника управления К. Бекболатова, его заместителя С. Сейтбекова, а также начальника отдела А. Наурызбаев в результате необоснованно составлены справки и выданы разрешения еще 30 иностранным гражданам ТОО «Модуль Е 2030».
С нарушением требований данных Правил были выданы разрешения и ТОО «Хантауский цементный завод» на привлечение граждан КНР по 2 и 3 категориям в количестве 153 человек.
При таких обстоятельствах, должностными лицами уполномоченного органа в лице начальника управления К. Бекболатова, его заместителя С. Сейтбекова, а также начальника отдела А. Наурызбаева оказано неправомерное предпочтение при подготовке и принятии решения ТОО «Модуль Е 2030» и ТОО «Хантауский цементный завод» и неоднократно нарушен порядок решения вопросов входящих в их компетенцию, что являются правонарушениями, создающими условие для коррупции, предусмотренные п. 4 и п.10 ч.1 ст.12 Закона РК «О борьбе с коррупцией».
В соответствии с п.13 Правил решение вопроса выдачи разрешения уполномоченным органом принимается на основании критериев оценки квалификационных характеристик привлекаемых специалистов, оценка по которым проводится на основе анализа документов, представленных работодателем.
В свою очередь, проверкой установлено, что должностными лицами по результатам данного анализа в отношении указанных лиц были составлены справки, необоснованно завысив критерии по стажу работы.
Так, согласно подтверждения выданного с места прежней трудовой деятельности, указанные лица имеют стаж работы 3 года, т.е. в соответствии с п.п. 2 п.15 Правил им должны были начислить по 15 баллов каждому, однако уполномоченный орган безосновательно начислил по 25, тогда как такое количество баллов исчисляется в отношении работников имеющих стаж работы свыше 7 лет.
В итоге необоснованно завышенные оценки привели к тому, что иностранные граждане превысив пороговое значение предусмотренных п.16 Правил (третья категория — 55 балла) получили соответствующее разрешение, тогда как, суммарно каждый из не превышает и 50.
В отдельных случаях имеет место факт, когда работодателю выдавалось разрешение, притом, что привлекаемый специалист явно не превышал пороговое значение.
К примеру, ТОО «ДО КНИСГ» на должность инспектора по кадрам представил документы иностранного специалиста Чжан Саньчэн, по которому начальником управления К. Бекболатовым составлена справка с итоговым начислением 50 баллов, тем самым иностранец не превысил пороговые 55, предусмотренного для этой категории.
Однако, несмотря и на такое обстоятельство уполномоченным органом, в лице начальника управления К.Бекболатова было выдано разрешение на привлечение данного специалиста, чем совершено правонарушение создающее условие для коррупции, предусмотренное п.п.4, 10 ч.1 ст.12 Закона РК «О борьбе с коррупцией».
Между тем, на эту же должность данным предприятием было отказано казахстанскому специалисту Алимбековой Г.Ш., ввиду отсутствия опыта работы. В то же время, изучение ее резюме показало, что она полностью соответствует предъявляемым квалификационным требованиям, о чем свидетельствует указанный в биографии профессиональный опыт специалиста кадрового делопроизводства в ЖОФ АО «НЦ Курылысконсалтинг» с 2003-2006 гг.
Аналогичным образом кандидатура Досболова Н.Д. на должность начальника отдела охраны труда или заведующего канцелярией, также была отказана в виду отсутствия у него опыта работы и не соответствия предъявляемым требованиям. При том, что по квалификационному справочнику данный претендент полностью соответствует указанной профессии.
Таким же способом необоснованно отклонены кандидатуры Жанабаева А., Сапарбаевой А., Оспановой К., Касымова М., Уразымбетовой Ж., и Сейлхановой К.С., которые также соответствуют предъявляемым квалификационным требованиям.
В общей сложности, ТОО «ДО КНИСГ» с момента объявлений о вакантных должностях необоснованно отклонило кандидатуры 83 казахстанских граждан.
В соответствии с п. 28 Правил, уполномоченный орган в случае наличия на рынке труда соответствующих предложений с участием представителя работодателя рассматривает кандидатуру казахстанских граждан, претендующих на занятие вакантной должности, время и место по которому определяется уполномоченным органом, о чем извещается работодатель и соответствующий претендент.
Вместе с тем, ни уполномоченный орган и не работодатель какие-либо собеседования с вышеуказанными лицами по вопросу замещения вакантной должности, не проводили, чем в итоге были ущемлены права вышеуказанных граждан на свободный выбор труда, закрепленного Конституцией Республики.
Следует также отметить, что наличие соответствующих предложений на внутреннем рынке труда, в соответствии с п.п.6 п.35 Правил является основанием для отказа в выдаче разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.
Минуя и эти требования Правил, уполномоченный орган в лице начальника управления Бекболатова К. его заместителя Сейтбекова С., начальника отдела Наурызбаева А., выдали соответствующие разрешения вышеуказанным предприятиям, чем совершили правонарушения создающие условия для коррупции, предусмотренные п. 4 и п.10 ч.1 ст.12 Закона РК «О борьбе с коррупцией».
В результате нарушений установленного порядка выдачи разрешений, должностными лицами уполномоченного органа в условия финансового кризиса, породившего массовую безработицу непосредственным образом были ограничены права казахстанских граждан на трудоустройство.
Результаты проведенной проверки в деятельности уполномоченного органа свидетельствуют о ненадлежащем исполнении функциональных обязанностей должностными лицами ГУ «Управление координации занятости и социальных программ акимата области», а также отсутствие должного контроля со стороны начальника управления Бекболатова К., что привело к совершению коррупционных правонарушений и незаконной выдаче разрешений, повлекших ущемление трудовых прав казахстанских граждан.
По многочисленным вышеуказанным фактам на коллегии прокуратуры Жамбылской области приняты соответствующие меры прокурорского реагирования.
Тараз Times, №17 от 04.05.2009
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.