Не ходите, детки, в «метроном» гулять
или как сэкономить деньги во время кризиса
Парадоксальная нынче складывается ситуация на рынках и магазинах Тараза. Тенге падает, доходы людей сокращаются. Казалось бы, согласно классическим аксиомам политэкономии, вслед за спросом должны упасть и цены. Но, странное дело, они только растут. К примеру, в одном из центральных продуктовом супермаркете «Метроном» они поднялись существенно. Правда, это сразу спугнуло большую часть потенциальных покупателей, и нынче в некогда полных залах магазина по большей части царят тишина, покой да гладь.
К слову, подобная ситуация преобладает и в других, некогда популярных супермаркетах. Разве что, в огромном, словно самолетный ангар, зале «Скиф Трейд» по-прежнему не протолкнуться. Но, и там говорят, цены скоро приблизятся к общегородским.
Объяснение происходящему довольно простое. Поскольку в экономике нашей страны преобладает сырьевая направленность, а не производственная, то большая часть промышленных и продуктовых товаров завозится извне. Казахстанские производители пока не в состоянии покрыть потребности нашего населения. Более того, и та продукция, которая вроде бы считается отечественной, при ближайшем рассмотрении оказывается произведенной из импортного сырья. Естественно, все это закупается за валюту, а не тенге.
Во-вторых, нужно учесть высокие составляющие издержек: это тарифы на коммунальные услуги и затраты на энергоносители. В-третьих, высокие ставки таможенных пошлин, призванные вроде бы защитить отечественного производителя. В конечном итоге все эти моменты и отражаются на стоимости реализуемых товаров и продуктов. Плюс еще один существенный момент, как элементарная жадность и диктат хозяев магазинов. Когда приемлемо сделать торговую накрутку, скажем на 5-10%, они ее накручивают за 30-40%. В прошлые годы народ эти цены терпел, а сейчас опять повалил на центральный рынок. На неудобства и грязь там уже внимания не обращают, зато цены по карману.
С другой стороны, жизнь сама расставит все по местам. Хозяева дорогих магазинов понимают, что в условиях конкуренции будет выигрывать тот, кто идет на компромиссы и предлагает приемлемые цены. В любом случае работать в убыток никто не будет. А пока же народ в основном идет на базар, других возможностей сэкономить и выжить при нынешних реалиях у него нет.
Проанализировав ситуацию, умерить аппетиты владельцев супермаркетов и ограничить торговую наценку решило уже правительство. Премьер-Министром Каримом Масимовым подписано распоряжение о сдерживании роста цен на основные продовольственные товары. Ситуация уже дошла до такой точки когда государство может применить к торговле «болевые» административные приемы. Ведь рост цен усугубляет и без того непростое социальное положение. И правительство готово на все, чтобы его обуздать.
Производители уже пожаловались правительству, что доступ в торговые сети ограничен, магазины дают им обременительные условия и задерживают оплату продукции. Это подтвердило и антимонопольное ведомство, заявившее, что крупные супермаркеты заставляют поставщиков снижать цены на 10-15% по сравнению с поставками в мелкие магазины. Антимонопольщики пообещали разобраться.
В свою очередь, министерство индустрии и торговли видит решение проблемы в том, чтобы торговые сети подписали с поставщиками продовольственных товаров меморандумы, установив для них единые условия доступа. Но, как видно, одним меморандумом в данном случае не обойтись. Вышеупомянутое распоряжение Премьер-Министра поручает мининдустрии и минсельхозу совместно с акиматами разработать предложение по законодательному урегулированию торговой надбавки при заключении договоров консигнации по поставке продукции между перерабатывающими предприятиями и торговыми сетями. Проще говоря, предлагается ограничить размер магазинной «накрутки». Именно эту идею уже применяют и другие постсоветские государства. На днях парламент Литвы одобрил закон, ограничивающий наценку на продукты питания на 20% в розничной торговле и 15% в оптовой. В России предполагается поставить потолок 10% для торговой наценки на социально значимые товары.
Конечно, неизвестно еще, решит ли проблему заморозка магазинной надбавки? Во всяком случае, хотелось бы, а то ведь некогда популярные и любимые таразцами «Сулпак», «Гросс», «Метроном», и другие супермаркеты превращаются на глазах чуть ли не в музеи, куда народ ходит лишь поглазеть.
Тараз Times, №13 от 9.04.2009
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.
Гость 13 лет назад #1445
Гость 13 лет назад #1446