ДУМАЙ И БОГАТЕЙ. Руководство области точно знает как повысить себе зарплату
Говоря о проводимых преобразованиях в рамках административной реформы общими фразами, чиновники старательно замалчивают о конкретных механизмах ее осуществления. Наш корреспондент попытался изучить, что называется, “изнутри” суть проводимой реформы государственной службы. И, надо сказать, получилась довольно неприглядная картина…
Административная реформа в Республике Казахстан, по замыслу Президента и Правительства страны, должна была обеспечить эффективность государственного управления. Увы, ход ее реализации в Жамбылской области не то что удивляет, а по-настоящему шокирует. Складывается впечатление, что здесь не совсем понимают ее целей и задач, либо же исполнительным органам глубоко безразличны слова о новом государственном менеджменте.
ШАМАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ
Как бы то ни было, в Жамбылской области одними из первых в республике принялись за реформирование государственной службы. Не откладывая дело в долгий ящик, провели собственное преобразование в структуре государственного управления. Так, в январе 2005 года почти все Управления – к примеру, транспорта, образования, охраны окружающей среды и так далее — были переименованы в Департаменты. В результате произошло сразу 18 назначений на руководящие посты, причем новые должности получили 11 начальников!
И что же? Прошло три года, и теперь все те самые Департаменты следуют обратным курсом – вновь превращаются в Управления. К чему такие шараханья в рамках реформы – вопрос, конечно, интересный.
— У шаманов некоторых народов есть традиция — заболевшему человеку дают другое имя, чтобы он выздоровел, — комментирует ситуацию представитель фонда “Адил соз” в Жамбылской области Индира Боташева. — Наверное, у нас переименовывают структуры по этим же мотивам. А чем они могут быть заражены, по-моему, всем понятно...
То, что в процессе переименования расходуются огромные бюджетные средства, мало кого волнует. А зря. Ведь помимо недешевой процедуры перерегистрации, в таких случаях, как правило, не обходится без сокращения штатов, а это дополнительные расходы в виде компенсационных выплат.
“ПРОШУ МЕНЯ ПОНИЗИТЬ”...
Впрочем, компенсационные выплаты, положенные государственным служащим при сокращении штатов, чиновники стараются не выплачивать. В 2007 году аппарат акима области решил изменить свою структуру в угоду веяниям административной реформы. Жамбылские чиновники, прикрываясь административной реформой, поменяли штатное расписание. В одночасье половина сотрудников аппарата должны были понизиться в должности — вместо главных специалистов они становились ведущими, то есть фактически их приравняли к должности секретарей-референтов. Естественно, с понижением заработной платы. По букве закона, главных специалистов нужно было официально предупредить о сокращении, предложить либо другую должность, либо сократить с выплатой четырехмесячной заработной платы. Однако руководители аппарата акима области придумали хитрый ход.
— Мобилизовав юридическую и кадровую службы, они заставили подчиненных написать добровольное письмо — мол, прошу меня с должности главного специалиста понизить до должности ведущего! – рассказывает бывший работник акимата. — При этом чиновника не смутил тот факт, что массовые письма такого характера получались преглупенькими и как-то не увязывались со здравым смыслом. Зато в этом случае никакую компенсацию никому выплачивать не нужно. Несогласных буквально вынудили написать заявление об увольнении по собственному желанию — естественно, опять-таки без какой-либо компенсации.
АППЕТИТ ПРИХОДИТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Как оказалось, это были только цветочки. Указ Президента страны “О некоторых мерах по дальнейшему проведению административной реформы” от 29 марта 2007 года имед благие цели, но фактически развязывает руки руководству аппарата в дальнейшей кадровой политике. Вчитаемся в первый пункт Указа.
“1. Предоставить руководителям органов, содержащихся за счет государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Республики Казахстан (далее – государственные органы), право:
1) самостоятельно принимать решения о сокращении штатной численности работников государственных органов и их территориальных подразделений;
2) использовать средства государственного бюджета и сметы (бюджета) Национального Банка Республики Казахстан, высвободившиеся в результате сокращения штатной численности в соответствии с настоящим Указом, на повышение оплаты труда работников государственных органов путем установления надбавок”.
Вдохновленные этими строками, руководители акимата уже в начале 2008 года придумывают еще одну гениальную идею. Целый ряд ведущих специалистов — девушки из приемных акима области и его заместителей, начальников отделов, переводятся на должность… секретарей-машинисток — опять-таки, с понижением заработной платы. В итоге получалось, что на руки сотрудницы областного акимата должны были получать около ...10. 000 тенге. Смешной даже для Жамбылской области оклад. Ведь перед новым годом, выступая на торжественном собрании, аким области Б. Жексембин объявил о росте среднемесячной заработной платы в регионе, которая составляла около 30 тысяч тенге. Данный нелицеприятный факт стал достоянием общественности благодаря местным СМИ, и акимат вынужден был отказаться от своей по сути позорной идеи...
И только сейчас, благодаря публикациям в республиканских СМИ, выясняется, что те же секретарши в городском акимате имеют более высокую заработную плату — в 30 тысяч (и больше) тенге.
ИНТРИГИ ЖАМБЫЛСКОГО ДВОРА
Позже некоторые руководители аппарата акима, позабыв о целях проведения административной реформы, решении важных социально-экономических задач, переключились на обыкновенное плетение интриг вокруг своих подчиненных. Жесткие авторитарные методы управления, взаимные оскорбления привели к настоящим скандалам внутри самого акимата и государственных структур области. Некоторые начальники департаментов и акимы районов стали открыто выражать недовольство работой руководства области, венцом чего стала публичная ссора на одном из совещаний между акимом области Борибаем Жексембиным и акимом одного из районов. Свидетелями неблаговидной сцены стали и сотрудники СМИ, и депутаты области.
КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
Между тем в самом аппарате акима была устроена настоящая травля на рядовых сотрудников. Жесткий прессинг со стороны руководства стали испытывать прежде всего работники кадровой службы, канцелярии и организационного отдела. В результате только в этом году из 8-и сотрудников орготдела, непосредственно подчиняющиеся руководителю аппарата, уволились пятеро.
Показательно то, как это происходило. Первому специалисту предложили самому написать заявление об уходе, мотивировав это тем, «… что руководство с тобой не сработается». Тот отказался, но в результате постоянного прессинга вынужден был два раза взять больничный лист. Ему устроили унизительную проверку: законно ли был получен больничный и действительно ли сотрудник болел? Оказалось, не просто болел, а имел травму ноги. Но все-таки парня дожали, и тот написал долгожданное заявление об увольнении.
Второго сотрудника обвинили в том, что он якобы проявил халатность. В отчете акима области, опубликованном в газетах, подкралась досадная ошибка — цифра с замечаниями в адрес главы региона была чересчур высокой. Аким устроил настоящую головомойку своим идеологам, но те быстро нашли виноватого — исполнителя, который по просьбе шефа только лишь отправил материалы в редакцию областной газеты! Под натиском начальников устоять было невозможно, состоялось очередное увольнение по собственному желанию.
Еще двое сотрудников написали заявления после того, как не сдержались и откровенно высказали руководителям аппарата акима все то, что думают об их управленческих способностях и человеческих качествах. Буквально на днях по сомнительному поводу было предложено оставить госслужбу еще одному инспектору акима области. Но настоящим символом царящей в акимате атмосферы стала смерть сотрудника орготдела. Уже немолодого человека, который должен был уже уйти в отпуск и ехать в Алматы на лечение, до последнего момента держали на рабочем месте, не веря в серьезность болезни и перегружая его работой. В результате он получил инфаркт в стенах акимата, не выдержав нервной обстановки и колоссального напряжения.
Позже еще один сотрудник получил микроинсульт.
— Отдельная история — это канцелярия акима области, состоящая из одних женщин и работающая без выходных под настоящим террором начальников, — говорит сотрудница областного акимата. — Слезы специалистов, крики и маты в их адрес, потери сознания на работе, унижения их человеческого достоинства — все это смело можно назвать последствиями реформы госслужбы в нашем акимате.
Словом, фраза “Казнить нельзя помиловать” стала отражением методов работы руководителей аппарата акима области.
ГДЕ СОБАКА ЗАРЫТА
Вы спросите: а зачем, собственно, акимату сокращение штатов или увольнение сотрудников? Все очень просто. Вернемся к вышеназванному Указу Президента РК, где говорится: акимы могут использовать средства госбюджета, высвободившиеся в результате сокращения штатной численности, на повышение оплаты труда работников государственных органов путем установления надбавок.
И действительно, с 2008 года каждый госслужащий в акимате может получать надбавки. Однако для этого нужно набрать необходимый трудовой коэффициент, выставляемый, конечно, самими руководителями. Рядовые сотрудники практически никогда не набирают нужных баллов, зато аким, все его заместители и руководитель аппарата, и без того получавшие всякие надбавки — исправно. Вот и получается, что сокращая на свое усмотрение количество работников, руководство акимата за счет сэкономленных средств прибавляет зарплаты не рядовым госслужащим, а исключительно себе.
Вот так своеобразно идет реформа государственной службы в Жамбылской области...
Шухрат ХАШИМОВ
Тараз Times, №27 от 3.07.2008
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.