Цены можно остановить...
Если потребители БУДУТ ПРЕДЕЛЬНО экономны и начнется спад объема продаж,
то производители сами снизят цены
Намедни зашел в продуктовый магазин, что около дома, за булкой хлеба.
— 55 тенге, — предупреждает продавщица, видя у меня в руках одну монету в «полтинник».
Видя, что я растерянно шарю по карманам, вздыхает:
— Ладно уж, берите за 50…
Мне неловко, я обещаю принести недостающие 5 тенге.
— Да нет, не надо, — грустно улыбается она. – У нас и так хлеб не идет… Недавно только он подорожал до 50 тенге, так сразу же люди меньше брать стали. А по 55, теперь и вовсе никого нет.
— Так зачем же прибавлять цену? – интересуюсь я ненавязчиво.
— Это пекарня поднимает. Сейчас по 48 тенге принимаем. Из-за двух тенге продавать – себе дороже. А из-за семи тенге… — людям, — улыбается она.
О том, что цены в Таразе уже давно побили все рекорды, не говорит только ленивый. Инфляция движется непомерно высокими темпами. У статистов своя замысловатая система подсчетов, которой, положа руку на сердце, народ давно не доверяет. К примеру, по официальным данным областного управления статистики, в апреле потребительские цены по сравнению с началом года, выросли на 3 процента. Но в реальности – другая картина.
— Какие 3 процента? – возмущается пенсионер Дилорам Абилова. – Это чистой воды неправда! Хлеб в начале года стоил 38 тенге, сейчас – 50-55. И потом, всем известно, как подорожало сливочное и хлопковое масло — почти в 2 раза! Не может быть такой низкой инфляции.
— Согласен, что реальная картина другая. Но понять чиновников можно, — говорит эксперт-маркетолог торговой фирмы «Арай», занимающейся поставками продуктов питания в Жамбылскую область, Серик Нурмаханулы. – Вначале года правительство страны поставило задачу – сдержать годовую инфляцию в 10-процентном коридоре. Вот и приходится корректировать цифры, выбирая минимальные цены…
Но инфляция в Таразе опять дала о себе знать. Теперь взлетели цены на рис — сорт «Элита» стал стоить 200 тенге, хотя еще два дня назад продавался 140 тенге. Подорожала и картошка – вчера была 60, сегодня — 90-100 тенге.
— Самому неудобно, — оправдывается продавец риса по имени Ахмет. – Люди матерят нас, но мы что сделаем? Взлетели оптовые цены… Ждем, что вслед за рисом подорожает и гречка.
— Как всегда, цепная реакция, — разводит руки Серик Нурмаханулы. – Помните, сначала подорожал сахар… Потом – зерно и мука. Недавно – сливочное и растительное масло. Теперь пришла очередь риса.
— Но когда-то же это должно кончиться? — задаю я вопрос.
— Ой, не знаю, — вздыхает собеседник. – По крайней мере, ассортимент продуктов, который имеется в нашей компании, составляет более ста наименований. И пока я не видел, чтобы что-то дешевело. Ведь обратите внимание – параллельно дорожает и ГСМ, и электроэнергия – а ведь это главные факторы для распространения инфляции! Возникает вопрос: неужели правительству невдомек, что оно само, борясь с инфляцией, ее же и провоцирует?
Во-первых, помните последний скандал с бешеным скачком цен на бензин, когда они взлетели до 65 тенге? Но ведь тихо-тихо, добавляя по 1 тенге в месяц, стоимость бензина довели-таки до 90-100 тенге. И все делают вид, что все нормально! Но ведь не раз нам говорили – нефть наша, народная! Так сделайте для народа бензин дешевый, и все остальное будет дешеветь. Ведь Туркмения тоже добывает нефть на Каспии, и литр бензина там стоит 400 манатов, или два цента, или 2.42 тенге!
Во-вторых, то же самое и с электроэнергией. Ведь это наше АРЕМ и его департаменты на местах, это наши акимы, наши министры «дают добро» на повышение тарифов! Но зачем тогда одним членам правительства бороться с инфляцией, если другие создают условия для ее роста?
Действительно, дороговизну овощей и фруктов на базаре торговцы часто объясняют просто – увеличением расходов на топливо. Ведь в основном помидоры, огурцы, черешню, яблоки, привозят из Ташкента. Появились в последние годы и китайские продукты, но ведь и здесь существуют транспортные расходы. Что говорить, если и картошка привозная – киргизская. Причем надежды на то, что ближе к осени, когда жамбылские кооперативы и дачники вырастят свой урожай, цены спадут, тоже призрачны.
— Вспомните прошлую осень! – говорит Серик. – Что, цены так сильно упали? Ладно, кое-что подешевело на 10-20 тенге, но разве мы это почувствовали? Если несколько лет назад помидоры осенью стоили 20 тенге, то сейчас, вы верите в такую возможность? А все потому, что и здесь есть ряд объективных причин. Во-первых, дачники уже стараются не продавать на базаре то, что заработали – пускают овощи-фрукты на маринады, варенье и т. п. Во-вторых, почему стабильно высокой остаются цены на лук (50-70 тенге) и морковь (100 тенге)? Потому что их производство в области значительно упало. Многие крестьяне перестали возделывать их, потому что арендная плата за землю стала нереально дорогой. А соберешь ли хороший урожай, неизвестно. Риск стал слишком большим…
А вот урожай зерновых колосовых в Жамбылской области традиционно исчисляется десятками тысяч тонн. Только проку от этого мало – на рынке почти 90% привозной муки из Алматы, Костаная, Павлодара...
— В нашей пшенице низкое содержание клейковины, — объясняет С. Нурмаханулы. – Хлеб из такой муки печь не рекомендуется. А если кто-то печет, то булка разваливается на глазах. Это зерно идет на другие цели. Инновационный проект в Жамбылской области – производство глютена – был запущен с большой надеждой на то, что пекари и домохозяйки начнут добавлять это вещество в муку. Тогда бы хлеб получался добротным, несмотря на низкое качество муки. Но пока проект не идет. Сначала люди с недоверием относились к этому, а потом пошли слухи, что глютен вреден для здоровья…
Вот и получается, что область вынуждена жить за счет привозной муки…
Что касается мяса, то здесь разговор особый. Ценой в 800 тенге за килограмм баранины уже никого не удивишь, говядина немногим дешевле.
— Дело не только в нас, в посредниках, — жалуется мясник на рынке «Толебай» Айтжан. – Помимо того, что мы платим за торговое место, приходится оплачивать ветсправку, налог, услуги рубщика, тачки, пользование водой, аренду весов (так как свои администрация запрещает приносить!). Но и это еще не все! В прошлом году, по 200 тенге ежедневно мы оплачивали владельцам рынка за ремонт мясного корпуса! Ну как при таких расходах не будет дорогое мясо?
Местные власти боролись с инфляцией разными способами. Несколько лет назад открыли коммунальные рынки по продаже мясных изделий, организовали собственные выезды в Ташкент за овощами, открыли традиционные ярмарки сельхозпродукций на центральной площади. Но сегодня от былого энтузиазма не осталось и следа. В коммунальных рядах нет ни одного продавца, экспедиции в Узбекистан и Кыргызстан больше никто не снаряжает, а ярмарки, хоть и остались, но проводятся редко. Да и цены на них не такие и низкие…
Одно время акимат области обязал все районы привозить определенное количество мяса на рынок в Тараз. Поначалу сразу подействовало – баранина подешевела до 450 тенге. Но сегодня эта хорошая практика опять забыта. Наверное, в самих районах мясо кончилось…
И все-таки, надежды на то, что некоторые продукты могут подешеветь, есть.
— Наивно надеяться на то, что в Казахстане подешевеет бензин или электроэнергия. С учетом нынешней складывающейся мировой экономической конъюнктуры, с учетом сложившихся в республике социально-рыночных отношений – это нереально. Но есть вариант, что финансовый кризис, который уже сказывается в банковской и строительной сфере, даст знать о себе в целом. Объемы продаж риса, растительного масла, производства муки, могут значительно упасть как в Казахстане, так и в мире, в связи с отсутствием у населения реального роста заработной платы. Малые объемы продаж вынудят крупных производителей принять меры. Самая действенная из которых – снижение цен. То есть, практически, рынок сам отрегулирует инфляцию.
В общем, получается, что рассчитывать на такой вариант событий, по крайней мере, более оправданно, нежели ждать манны небесной от правительства...
Шухрат ХАШИМОВ
Тараз Times, №24 от 12.06.2008
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.