Город Тараз: информационный портал Город Тараз: информационный портал

Спасти рядовую беременную

О наболевшем с нашей редакцией поделилась супружеская пара

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО:
только для читателей газеты «Тараз-Times»


Когда в здоровом организме образуется серьезный нарыв, его вскрывают и удаляют, дабы не погиб весь организм. Это незыблемый постулат медицинской практики.
В нашей жизни тоже бывают «нарывы», которые необходимо «вскрывать». Потому что не может быть здоровым общество, носящее в своем «теле» нарывы коррупции и чиновничьего беспредела.
…Эти люди оказались в нашей редакции случайно, буквально проездом из Отара через Тараз, а далее в неизвестном направлении. Молодые муж, жена и маленький 8-месячный ребенок. Своих подлинных имен они просили не называть, так что назовем их Казбек и Нурсулу. Муж и жена, они были контрактники в Гвардейском гарнизоне Южного военного округа, что на территории Жамбылской области.

Девушка-военнослужащая
Девушка-военнослужащая

На сегодняшний день в казахстанской армии несут службу около 8 тысяч женщин. Это более 12% от общей штатной численности Вооруженных сил республики. При этом 30 % служащих женщин — это десантницы и снайперы. Лишь около 70 женщин-военнослужащих носят старшее офицерское звание (полковники, подполковники) и 244 — младшие офицерские звания. Все женщины-офицеры казахстанской армии имеют высшее образование, а 34 из них окончили военное училище и курсы младших офицеров.

ТЕПЛО ПО ПРАЗДНИКАМ

-…Вы знаете, за свои 25 лет такого беспредела, как в Отаре, я нигде не видела, — рассказывает Нурсулу. – Только внешне всё выглядит там более-менее благополучно, а поживешь в этой среде – и хочется бежать оттуда скорее, без оглядки. Это в областном центре еще как-то справедливость и законность соблюдается, а в районах – никакие законы не действуют. Когда большое начальство приезжает, министр обороны – перед ними демонстрируют «боевую мощь» и хорошие условия проживания личного состава. А только уехали – даже отопление отключают. У нас дома, например, холодно, мы спим в одежде.
— Но ведь в прошлом году дома для военных капитально ремонтировали, сдавали, министр обороны приезжал, СМИ были…
— Да, отремонтировали, — Нурсулу и Казыбек иронично улыбаются. — Но как? Быстро-быстро, чтобы видимость создать. Сначала всё вроде красиво было, а потом начало сыпаться, отваливаться. В некоторых квартирах даже кафельную плитку сделали в два ряда, не больше, сэкономили. Трубы водопроводные поставили пластиковые, китайские, так они протекают, соседи друг друга топят, потом начинают отключать – и без воды сидят. Отопление толком не дают, только по приезду большого начальства подключают. Во многих квартирах приспособились – печки ставят, буржуйки, как во время войны в фильмах показывают…. И греются, и готовят на них. У нас, например, стоят обогреватели, за электричество в месяц платим бешеные деньги. А что делать? Ребенок-то маленький…
МАРШ-БРОСОК ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ

Дети армейских военнослужащих – тема особая. В Гвардейске, где служили эти молодые люди, некоторую часть боевого состава нашей армии составляют женщины. А там, где женщины, у начальства неминуемо возникнут проблемы материнства и детства.
— Хотя наш замполит в своих речах всегда твердит – рожайте, рожайте, об этом Президент в своих Посланиях говорит — на деле всё иначе, — продолжает Нурсулу. — Беременные женщины в нашей армии подвергаются не только негативному психологическому давлению со стороны руководства, но и неоправданным физическим нагрузкам с риском для их жизни и жизни будущего ребенка. Я это почувствовала «на своей шкуре», когда забеременела. Беременным не делается никаких скидок, их посылают в какие угодно наряды, в холод, в мороз, им отдаются команды «Лечь!», «Отжаться»!» — это с животом-то. Мне, например, приходилось бегать стометровки. Беременным приходится нести тяжеленные вещмешки, когда отправляются в марш-бросок по учебной тревоге. А в результате – выкидыши, преждевременные роды, рождаются слабые и нежизнеспособные дети. У меня родился преждевременно. Моя подруга, которая была на последних сроках, открывала шлагбаум, так этот шлагбаум буквально свалился ей на живот. Родилась болезненная девочка…
— А почему продолжают служить на последних сроках? Почему не уходят в декрет? Почему молчат, в конце концов?
— В декрет не уходят, потому что начальство не отпускает. Меня держали чуть ли не до последнего дня – всё какие-то задания находят. Это же армия! Приказ командира — закон. Вообще, такая абсурдная картина там получается. Женщин служит много, они рядовые, офицерский состав – мужчины. Так эти офицеры-мужчины раздадут задания, отправят всех женщин в наряды – на улицу, в мороз, на тяжелые работы. А сами сидят в теплых помещениях, чай пьют, в игры компьютерные играют… А насчет того, что люди молчат… Да, молчат, потому что боятся! Наверное, у наших людей это уже в крови – бояться начальства, бояться потерять работу, жилье. А офицеры еще умеют и на психику давить. Вот и терпят женщины беспредел, когда над ними в буквальном смысле издеваются, когда по нескольку месяцев задерживают зарплату, а уж декретные вообще долго держат.
— Наверное, зарплаты у вас в армии большие, поэтому люди так держатся…
— Ну, как большие… Рядовой-контрактник получает 26 тысяч, офицер получал где-то около 50-ти, сейчас будет 65. Зарплаты вроде неплохие, но всё съедают цены, а цены у нас в Отаре, как в Астане. Хлеб доходил до 80-ти тенге, баранина – 700 – 800, яблоки — 350, картошка – 80. Цены никто не контролирует, поэтому очень многие живут в долг, им записывают, а потом зарплату получаешь и с процентами отдаешь. Плюс ко всему – продукты хранят в недопустимых условиях. В одном холодильнике и мясо, и копчености, и молочное. Берешь кефир – а он копченым отдает. А сколько люди травятся! Только об этом нигде не говорят, замалчивают.

КВАРТИРА НЕ СВЕТИТ

Эта молодая пара держалась в армии до последнего – до того момента, как узнали, что улучшения жилищных условий им в Отаре не светит. Они проживали в однокомнатной маленькой квартирке, где еле-еле умещались диван, стол, шкаф и телевизор. Стояли в очереди на расширение, и, когда в Отаре сдавали отремонтированные дома (неважно уж как отремонтированные), у них забрезжила надежда, что им, как молодой семье, в которой появилось пополнение, дадут, наконец, более просторную двухкомнатную квартиру. Но – увы! – странным образом эта семья исчезла из списков очередников, хотя стояла под номером первым.
— Можно было, в принципе, получить, — загадочно говорит Казыбек, — но, наверное, для этого нужно было… заинтересовать командира… Он же выделением служебных квартир занимается.

***

В декабре 2007 года в Жамбылской области завершилась реконструкция объектов поселка Гвардейский Кордайского района, где проживают военнослужащие с семьями. Помнится, глава Министерства обороны Республики Казахстан Даниал Ахметов, посетивший поселок Гвардейский накануне Дня Независимости, дал положительную оценку произошедшим в поселке изменениям.
Среди прочего были реконструированы в полном объеме и объекты инфраструктуры поселка Гвардейский. Проведена огромная работа по реанимации зданий и сооружений, благоустройству и озеленению территории военного городка, произведен капитальный ремонт квартир в восьми жилых домах, а также капитальный ремонт теплотрассы. Около 600 отремонтированных квартир готовы были принять новоселов.
Министерство обороны ведет интенсивное жилищное строительство и сейчас. Вводятся в эксплуатацию две тысячи квартир, что составляет почти 80 тысяч квадратных метров. Недавно отремонтировано 14 тысяч квадратных метров солдатских казарм.
В этом году также планируется строительство и капитальный ремонт жилья в. К жилищному фонду прибавятся еще более тысячи квартир и 277 комнат в общежитиях. Наряду с этим прорабатываются и другие механизмы обеспечения военнослужащих жильем: аренда, создание системы накопительных счетов, ипотечное кредитование.

***

… Они еще долго рассказывали нам о житье-бытье в Отаре. Я слушала Нурсулу и Казыбека, молодых и красивых людей, с высшим образованием, и вспоминала главу Министерства обороны Республики Казахстан Даниала Ахметова, который в прошлом году приезжал в Отар на торжественную сдачу отремонтированных домов и сказал тогда фразу, которую подхватили все республиканские СМИ: «Здесь, в Гвардейске, будут коваться лучшие военные кадры республики!»
Но восприняли ли эти слова всерьез сами командиры?

Олеся Уткина
Тараз Times, №8 от 21.02.2008

5056
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежие новости