Правила абсурда: почему в маршрутках Тараза должны быть именно 16 мест?
Аралбек Тонбаев до ухода на пенсию работал в одном из местных подразделений областной ГАИ. Так что, отставной офицер милиции с деятельностью пассажирского автотранспорта был знаком не понаслышке, и выйдя на заслуженный отдых, пошёл трудиться по накатанной стезе. Собрав все сбережения, а также получив кредит, его семья приобрела 18-местный «Мерседес-Бенц-310» 1998 года выпуска. Заметьте, не китайскую машину, а прославленное авто всемирно известного производителя. Вскоре Аралбек, заключив договор с одним из автопарков, стал участвовать в перевозках по маршруту «Тараз-Сарыкемер». Дела шли вроде неплохо, но вскоре и Аралбек и другие рядовые шофера столкнулись с серьёзным противодействием одного из руководителей управления строительства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Жамбылской области…
В конце ноября прошлого года на конечной остановке маршрута «Сарыкемер-Тараз», что в районе центрального рынка, маршрутки встречал лично заместитель начальника вышеупомянутого управления Алтай Райкулов. Вначале он стал придираться к далеко не блестящему виду машин. Получив ответ, что уже конец смены, и авто отправляется на мойку, немного поостыл, а затем просчитал количество сидячих мест в пассажирском «Мерседесе».
— Почему нарушаются правила, у вас 18 мест, вместо положенных 16-ти, — грозно вопрошал Алтай Максутович.
Через два дня на имя директора ТОО «Ерсін кoлік» Ж.Конысбаева пришло письмо за его подписью. Приложив 10 листов заполненных актов о всевозможных нарушениях заместитель начальника управления требовал принять меры к водителям А.Тонбаеву и Е.Бахтиярову. Через несколько дней договора с ними были расторгнуты.
Личность Алтая Райкулова в среде водителей широко известна. В начале 80-х годов прошлого века, устроившись после службы в армии водителем в автопарк №3 г. Джамбула, он за полтора десятка лет прибрал предприятие к рукам. Побыв год с небольшим вице-президентом, Алтай Максутович с февраля 1999 года был уже президентом ОАО «Автопарк №3», позже переименованного в ТОО “АулиеатаТрансПасс”. Являясь фактическим владельцем крупного автотранспортного предприятия, с осени 2010 года он вдобавок становится заместителем начальника областного управления, оставив автопарк на попечение родни.
В водительских кругах не секрет, что семья Райкуловых имеет несколько городских и пригородных маршрутов, к примеру, маршрут 050. И как утверждают знающие люди, пользуясь имеющейся властью «Райкулов и К» порой методично устраняют конкурентов, причём далеко не джентльменскими методами. И в данном случае, как пишут уволенные водители на имя первого заместителя акима области К.Кокрекбаева, А.Райкулов пользуясь служебным положением, за короткий срок организовал четыре проверки деятельности ТОО «Ерсін кoлік», которые лично и возглавлял. В нарушение этики госслужащего, он ругался с рядовыми водителями, его сотрудники вымогали деньги… И хотя в заполненных актах и нет фамилии самого Райкулова, все признают, что руководил проверками он самолично. И почему-то с маршрутов были сняты две маршрутки за отсутствие у водителей санитарных книжек и превышение числа мест. Но, ведь именно эти нарушения имеются и на остальных шести единицах автотехники, задействованной на маршруте «Тараз-Сарыкемер». Почему столь выборочный подход? Дело, скорее всего, в непокорности и самостоятельности водителей, не всегда идущих на поводу руководства облуправления.
В г.Таразе заняты перевозкой пассажиров около 1500 автобусов и маршруток, действующих примерно на 100 маршрутах. К слову, около 200 автобусов входят в автохозяйство г-на Райкулова. Так вот, с некоторых пор в Таразе действует неписанное правило – число мест в маршрутках должно быть ровно 16. Говорят, что в недрах управления автотранспорта даже имеется законодательно закреплённый документ. Но, скажем, «Газель» имеет 13 мест, «РАФ – 12 мест, количество мест в авто китайского проиводства также не укладываются в магическую цифру 16, в «Мерседесе-210» — всего 14 мест. Разговор пока идёт о самых распространённых в городе марках. И приступая к подписанию договора, во всех автопарках водителей принуждают менять в УДП техпаспорт на машину. Правда, менять количество кресел никто и не думает. Но эта абсурдная ситуация позволяет начальству время от времени расправляться с неугодными водителями, а то и целыми маршрутами. Причём, это кем-то придуманное правило действует только в нашем регионе, в той же Астане, Алматы, Шымкенте и других городах перевозками заняты авто самых различных моделей с самой различной вместимостью.
Ради спортивного интереса, наши корреспонденты в течение нескольких дней катались и считали количество сидячих мест на маршрутах 025, 033, 018, 043, 037, 022, 041, 012, Тараз-Аса… И абсолютно везде количество мест превышало или недотягивало до 16. О стоячих местах и говорить не приходится, хотя по действующим правилам брать свыше 16 пассажиров в салон категорически запрещено.
Вспомним недавнюю трагедию близ села Аса, где столкнулись легковушка и маршрутка. Словно в издёвку, в документах, отражающих страшную аварию, сотрудниками УДП и управления транспорта записано, что в маршрутке находилось ровно 16 пассажиров плюс водитель, хотя десятки очевидцев своими глазами видели переполненный китайский микроавтобус, где по самым скромным подсчётам находилось 35-40 человек. Около 16-17 человек только скончалось после аварии, хотя опять-таки в официальных бумагах говорится всего о 3-4 трупах. Несладко и тем, кто стал инвалидом.
Надо признать, что эти десятки загубленных и искалеченных жизней в немалой степени и на совести руководителей, курирующих пассажирские перевозки, и в погоне за мелочными меркантильными интересами мало думающих о жизни и безопасности сотен и тысяч пассажиров. Стиль руководства г-на Райкулова – яркий тому пример.
Тараз Times, №11 от 14.04.2011
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.
Гость 13 лет назад #1269
Гость 12 лет назад #2583
Гость 10 лет назад #9538
Гость 10 лет назад #9886