Иссякающий источник
Половина воды, поступающая на поля Жамбылской области, теряется безвозвратно. Причина – нехватка средств на своевременный ремонт оросительной системы.
Оросительные системы области питаются из трёх водохранилищ – Тасоткольского, Терс-Ащербулакского( казхстанские), и Кировского, имеющее межгосударственное значение. Далее вода идёт по магистральным, межхозяйственным и внутренним сетям, длина которых исчисляется тысячами километров. На этом пути воздвигнуты сотни гидротехнических сооружений, многие из которых раскинуты в степях. Немало каналов копалось вручную ещё в начале прошлого века. Стареет ирригационная система, увеличиваются потери воды.
— С подачей воды у нас в этом году благополучно – говорит заместитель начальника Шу-Таласской бассейновой инспекции по регулированию, использованию и охране водных ресурсов Галымбек Куралбаев. – Из Терс-Ащербулакского (объём наполнения 81 млн. куб. м.) вода подаётся со скорость 13 куб.м./с, из Кировского и (объём наполнения 394 млн. куб. м.), Тасаткольского (объём наполнения 270 млн. куб. м. ) – 49 куб. м./с. Обидно, что половина воды так и не доходит до крестьянских полей и является для нас безвозвратно потерянной.
Ирригационную систему одолевает камыш на пару с илом, а ещё вода «точит» бетон и железо. У нас до недавнего времени было 127 каналов. Многие из них, раньше принадлежавшие колхозам и совхозам, мы потеряли. Так как крестьянские хозяйства были не в силах их содержать.
Сократить водные потери возможно только при своевременном ремонте ирригационной системы. На это нужны финансы, которыми мы не располагаем. Когда-то на содержание водной отросли, выделялись суммы, немного уступающие только оборонной промышленности. Теперь же дают мизер, но и на том спасибо. В этом году по программе «Дорожная карта» выделено чуть больше 600 млн. тенге, которых хватит на приведение в порядок 70-80 объектов из 103 имеющихся… В то время, когда произошло разделение собственности на коммунальную и республиканскую, сильный упор делался на местное самоуправления. Поэтому основная часть оросительной системы осталась на балансе коммунальщиков. Почему-то при этом не учли, что область у нас дотационная, в местной казне нет средств. По закону, мы имеем право продать каналы частникам. Но, предприниматели тоже не в силах содержать такие объекты и, поэтому, многие из них потом просят забрать канал обратно в коммунальную собственность. Каналы, переданные в республиканскую собственность, находятся в нормальном состоянии — проводится ремонт, установлены санитарные зоны.
На мой вопрос, какие гидрообъекты являются опасными, прозвучал ответ, что все водохранилища, каналы, реки несут в себе определённую опасность. Особенно страшны те, которые являются бесхозными. На сегодня у нас в регионе таких 16. По распоряжению Премьер-министра РК, все бесхозные объекты подлежат определению и передаче в коммунальную собственность. Но, к сожалению, это произойдёт нескоро – после того как объект сдан на ответственное хранение, нужно выждать год, и только потом по решению суда произойдёт передача.
В начале лета на несколько дней была перекрыта подача воды из Кировского водохранилища. Потом ситуация стабилизировалась. А вот интересно, насколько сильна водная зависимость от сопредельного государства и делаются ли запасы воды на экстренные случаи?
— Для орошения земель области 80% поступает из Кыргызстана. – продолжает Галымбек Куралбаев, — так что, зависимость сильная. В настоящее время у нас нет возможности делать запасы, но, надеюсь, что проблема решится. Глава правительства посетил наш регион в то время, когда страсти вокруг Кировского водохранилища ещё не улеглись. Понимая серьёзность ситуации, Премьер-министр выслушал наши предложения и пообещал свою поддержку при строительстве ряда объектов для хранения неприкосновенного запаса воды на 20-30 дней. За такой срок можно будет решить проблему, и мы уже не будем зависеть от воли сопредельного государства.
— Кроме естественных факторов, есть ещё и человеческий. Именно люди загрязняют водные ресурсы промышленными и бытовыми отходами?
— У большинства населения настроение потребительское, – с горечью говорит заместитель начальника Шу-Таласской бассейновой инспекции по регулированию, использованию и охране водных ресурсов, — они не задумываются о бережном отношении к водным артериям. На берегу водоёмов строят коттеджи, ведут подсобное хозяйство. Это законом запрещено, но мы не можем пока привлечь их к ответственности, так как многие объекты не имеют паспортов и на них не установлены санитарные зоны. Но, это ненадолго, так как уже ведётся усиленная работа в данном направлении. Радует, что власти поддерживают наши начинания и оказывают посильную помощь. Они отлично понимают, что равнодушное отношение к нашим проблемам обернётся тем, что вода у нас будет «на вес золота».
Кроме ужасного состояния оросительной системы, моего собеседника волнует и кадровый вопрос.
— Раньше, у нас в области был гидромелиоративный-строительный институт с мощной базой и сильнейшими преподавателями – вспоминает Галымбек Куралбаев. – Он готовил специалистов для всего СССР, а наша область была упакована высококвалифицированными кадрами. Сегодня найти хорошего специалиста — огромная проблема. Мы уже ощущаем острый дефицит кадров. Работают в основном старички, но они не вечны. Через пять лет заменить их будет некем. Я считаю, что пока не стало совсем поздно, нужно возрождать ЖГМСИ или создать ВУЗ, который бы готовил для нас специалистов.
Ольга МАКАРОВА
Тараз Times, №27 от 29.07.2010
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.