Кому выгодно энергосбережение?
Тема энерго- и ресурсосбережения как всегда актуальна, не только на государственном уровне, но и с точки зрения бытовых потребителей. В редакцию поступает множество вопросов, связанных с введением дифференцированных тарифов на электрическую энергию, порядком оплаты юридическими и физическими лицами за потребленную электроэнергию. Как сейчас обстоит ситуация по внедрению энергосберегающих технологий, какие новшества внесены в законодательстве по данному вопросу? На эти и другие вопросы отвечает Касымов Муслим Женисович — начальник отдела департамента Агентства РК по регулированию естественных монополий по Жамбылской области.
Касымов М.Ж.:
Для начала я приведу немного цифр. Наша область является одним из крупных южных регионов Казахстана и ежегодно потребляет на нужды энергообеспечения около трех миллиардов кВтч электроэнергии и более 800 Гкал тепловой энергии. Несмотря на то, что мировой финансовый кризис внес свои коррективы в деятельность отдельных крупных компаний, за 2009 год общее энергопотребление по области составило порядка 2,4 миллиардов кВтч, в том числе население области потребило 312,6 млн. кВтч., или на 4,2% больше чем в 2008 году.
Согласно балансу энергопроизводства и энергопотребления по Жамбылской области, потребности населения и жилищно-коммунального комплекса области будут неуклонно расти. По прогнозу к 2011 году общее энергопотребление области вырастет до 3,0 млрд. кВтч.
То есть Вы хотите сказать, что в скором будущем будет нехватка электрической энергии?
Юг Казахстана всегда традиционно ощущал дефицит энергоресурсов, особенно в осенне-зимний период. Ввод в эксплуатацию второй транзитной линии ЛЭП-500 «Север-Юг Казахстана» существенно улучшил ситуацию с энергообеспечением южных регионов. Кроме того в Жамбылской области имеются собственные энергоисточники: АО «Жамбылская ГРЭС им. Т.И. Батурова», АО «Таразэнергоцентр», планируется строительство и ввод в эксплуатацию малых гидроэлектростанций. Вместе с тем, в летний период когда на транзитных линиях проводятся кратковременные плановые профилактические ремонтные работы возникает небольшой дефицит электроэнергии.
Другой вопрос — это отпускная цена электроэнергии вырабатываемой на источниках. То есть теоретически, при наличии спроса, АО «ЖГРЭС» может вырабатывать и в среднем нести нагрузку 800 мВт.ч электроэнергии. Однако отсутствие спроса при неконкурентной цене на вырабатываемую АО «ЖГРЭС» электрическую энергию привели к останову станции.
Наряду с этим, в условиях всевозрастающего энергопотребления, при одновременном износе сетей и оборудования и удорожании энергоносителей крайне необходимо внедрение энергосберегающих технологий и реализация мер направленных на рациональное использования ресурсов.
Что касается бытовых потребителей. Специалистами подсчитано, что до 30% энергии, поступающей в жилищный сектор, можно сэкономить у себя дома, при этом экономия начинается с мероприятий от элементарного утепления жилья до полного учета потребляемых коммунальных услуг. Установка индивидуальных и общедомовых приборов учета регулируемых коммунальных услуг дает возможность оплачивать только фактическое потребление.
А какая работа по энерго- и ресурсосбережению проводится Департаментом по регулированию естественных монополий?
Департаментом Агентства РК по регулированию естетственных монополий по Жамбылской области в 2009 году проведена определенная работа по ликвидации сверхнормативных и снижению нормативных технических потерь в электрических, тепловых и водопроводных сетях. Из 33 заявок субъектов естественных монополий по утверждению нормативных технических потерь, рассмотренных Департаментом, 15 заявок утверждены со снижением, где общий эффект от снижения нормативных технических потерь во всех сетях составил более 90 млн. тенге (18 заявок — по вновь созданным субъектам- прим. ред.).
Другим немаловажным направлением энергосбережения является введение для потребителей дифференцированных тарифов на электроэнергию и воду в зависимости от объемов ее потребления. В Жамбылской области одной из первых среди регионов введены дифференцированные тарифы на электрическую энергию по зонам суток. При этом, ночной тариф более чем в 3,3 раза ниже действующего среднего тарифа, а эффект для потребителей области за 2009 год составил 37,7 млн. тенге.
Выгода от введения дифференцированных тарифов налицо, так как позволяет субъектам хозяйствования, особенно малому и среднему бизнесу выбирать тарифный план, перейдя на двух- или трехсменный режим работы. Департамент предложил перевести ночное освещение областного и районных центров на дифференцированные тарифы по зонам суток. При этом эффект налицо: улучшение облика ночного города, экономия бюджетных средств, снижение уровня преступности.
Можно более подробно осветить права и обязанности потребителей при оплате за электрическую энергию по дифференцированным тарифам?
В соответствии с Законом РК «Об электроэнергетике» с 2009 года Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий делегированы права по утверждению порядка дифференциации энергоснабжающими организациями тарифов на электрическую энергию по зонам суток и (или) в зависимости от ее потребления физическими лицами;
Этим же Законом потребителям электрической энергии, являющимися юридическими лицами, приобретающими электрическую энергию у энергоснабжающих организаций, вменено в обязанности производить оплату за потребленную электрическую энергию по дифференцированным по зонам суток тарифам. К сожалению большинство юридических лиц не исполняют данную норму, из имеющихся по состоянию на 1 апреля 6893 потребителей юридических лиц потребляющих электрическую энергию от ТОО «ЖОЭС» оплату по зональным тарифам производит чуть больше 10%, а в некоторых районах области как Жуалынский, г. Тараз и др. и на уровне 5%.
Рачительные субъекты хозяйствования давно перешли на многоставочные тарифы. Посудите сами дифференцированный тариф по зонам суток для юридических лиц является трехзонным: с 7.00 часов до 19.00 часов он одинаковый со среднеотпускным тарифом; с 19.00 часов до 23.00 часов в целях выравнивания нагрузок в электрических сетях (вечером, после работы все, как правило включают бытовые приборы и т.д.) тариф растет в 2 раза. Ну а в ночное время с 23.00 часов до 7.00 утра, как сказано выше тариф на электроэнергию в 3,3 раза дешевле дневного тарифа.
Для физических лиц дифференцированный тариф является двухзонным с 7.00 часов до 23.00 часов и с 23.00 часов до 7.00 часов. Тариф в ночное время также в 3,1 раза дешевле чем в дневное время. При этом у потребителей физических лиц есть право выбора, платить по зональным тарифам или по объемам потребления, которые применимы только потребителями — физическими лицами.
Что представляет собой оплата по объемам потребления и какие дополнительные мероприятия существуют в энергосбережении?
Средний объем потребления электрической энергии — это месячный объем потребления электрической энергии, приходящийся на одно физическое лиц. Департаментом совместно с акиматом области были утверждены величины потребления электроэнергии за превышение которой взимается плата по максимальному тарифу, для физических лиц в размере 80 кВт.ч на 1 человека в месяц не использующих электроплиты, 100 кВт.ч на 1 человека в месяц использующих электроплиты. При этом к физическим лицам, использующим электроплиты относятся жители домов, не подлежащих газификации в соответствии со СНИПами, либо если проектом строительства дома не предусмотрена его газификация.
Потенциальный эффект от внедрения дифтарифов в январе месяце составил 16,9 млн. тенге. А в результате работы проведенной Департаментом, при поддержке акимата области, на фоне ежегодного роста тарифов на электроэнергию на энергоисточниках, удалось сохранить тариф на электроэнергию для населения на прежнем уровне, более того, при повторном применении методики расчета дифтарифов на электрическую энергию были снижены тарифы по объемам потребления для населения области.
К сведению потребителей физических лиц, при взимании с физических лиц платы за потребляемую электрическую энергию по дифференцированным тарифам по объемам потребления основанием для определения количества проживающих физических лиц является книга регистрации граждан или справка, заверенная печатью КСК.
Кроме того ранее, при разработке Методики определения величины потребления электрической энергии на 1 физическое лицо не были учтены интересы одиноко проживающих граждан. В настоящее время Агентством Республики Казахстан по регулированию естественных монополий готовятся изменения в действующие Правила дифференциации электрической энергии по дифференцированным тарифам по зонам суток и по объемам потребления для физических лиц, где будет дифференцированный подход, в зависимости от количества проживающих.
Другим направлением политики энергосбережения служит внедрение и повсеместное применение как на производстве, так и в быту энергосберегающих ламп, вместо традиционных ламп накаливания. Общеизвестно, что при первоначальных затратах на покупку (стоимость энергосберегающих ламп выше стоимости обычных ламп накаливания), потребление электроэнергии энергосберегающими лампами при одинаковой освещенности гораздо меньше, а срок службы значительно дольше. Для реализации этих мероприятий, в бюджетной сфере необходим жесткий контроль и учет со стороны местных исполнительных органов, а для других потребителей желание и подсчет выгоды от применения энергосберегающих ламп.
Почему ежегодно увеличиваются отпускные тарифы на электроэнергию и что ожидает потребителей в ближайшем будущем?
Прогнозировать ситуацию с ростом тарифов на электрическую энергию очень сложно, так как основными причинами изменения тарифов на электрическую энергию для потребителей является введение предельных тарифов на электрическую энергию по группам станций вырабатывающих электроэнергию и расписанных по годам (до 2015 года), которые утверждены Постановлением Правительства РК № 392 от 25 марта 2009 года «Об утверждении предельных тарифов». Сделано это в целях повышения инвестиционной привлекательности станций и прекращения дотационных вливаний со стороны государства.
Соответственно при изменении отпускных тарифов на электроэнергию будет осуществлен перерасчет дифференцированных тарифов на электрическую энергию по зонам суток и (или) в зависимости от объемов ее потребления физическими лицами.
Департаментом ежемесячно проводится мониторинг тарифов на коммунальные услуги, в том числе и на среднеотпускные тарифы на электрическую энергию по областям РК (тенге/кВтч): Астана — 7,88; Алматы — 11,38; Костанай -11,47; Кызылорда — 9,95; Шымкент — 10,30; Павлодар — 8,07; Усть-Каменогорск — 8,12; Кокшетау — 11,98; Костанай — 11,47; Кызылорда — 9,95; Талдыкорган — 12,32, Тараз — 10,60.
Для сравнения цены на электроэнергию в странах СНГ и некоторых зарубежных странах (тенге/кВт.ч):
Казахстан — 9,93; Россия — 10,71; Украина — 10,84; Армения — 12,30; Молдова — 12,65; Беларусь — 14,33 Азейбарждан -15,65; Грузия — 23,31; Румыния — 24,16; Турция — 24,27; Греция — 24,33; Испания — 25,29; Польша — 26,17; Венгрия — 34,94; США — 48,83; Дания — 63,4.
То есть средние цены на электрическую энергию в нашей Республике, несмотря на то, что наблюдается тенденция ежегодного роста, на порядок ниже, чем в других странах СНГ и дальнего зарубежья.
Тараз Times, №15 от 29.04.2010
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.
Гость 14 лет назад #651
Гость 14 лет назад #656