Айсберг жестокости
Маленький Алёша (имя изменено) пришёл на занятия в школу с поломанной рукой. Это сразу заметили учителя и школьный полицейский. Они вызвали «Скорую помощь» и ребёнка отвезли в больницу, где после обследования поставили диагноз – телесные повреждения средней тяжести. Этот случай стал последней каплей, переполнившей чашу терпения педагогов и инспекторов по делам несовершеннолетних, работавших с этой неблагополучной семьёй. Они знали, что мама Алёши пьёт и подозревали, что издевается над ребёнком, так как мальчик часто приходил в школу побитым. На расспросы о шишках и синяках мальчик отвечал, что ударился или упал. И только теперь решился сказать правду – побила мама. Было возбуждено уголовное дело, в итоге осудили женщину на два года условно. Родительских прав, к сожалению, не лишили – дали полгода испытательного срока, по истечении которого будет принято окончательное решение. Эту историю рассказал мне начальник отдела по делам несовершеннолетних Управления общественной безопасности ДВД Жамбылской области подполковник полиции Аскар Кисаев.
Казахстанские социологи установили, что каждый пятый ребенок подвергается насилию в семье. По данным государственных служб, в республике более 3000 детей страдают от насилия. Около 40% детей, которые были жертвами или свидетелями бытового насилия, не могут избежать его и в зрелом возрасте — либо опять становятся его жертвами, либо сами его совершают, поскольку, живя в такой обстановке, считают насилие в семье не преступлением, а приемлемым способом решения семейных конфликтов. Эксперты ЮНИСЕФ подтверждают, что склонность к бытовому насилию передается из поколения в поколение.
Почему же наши дети терпят жестокое отношение? Можно ли изменить ситуацию? Какова роль сотрудников по делам несовершеннолетних? Что ждёт взрослых, которые посмели издеваться над ребёнком? Эти вопросы я задала подполковнику полиции Аскару Кисаеву:
— По роду своей деятельности мне часто приходится сталкиваться с тем, что взрослые издеваются над детьми. И это не всегда побои. Многие измываются морально, наплевательски относятся к ребёнку. Девочка из неблагополучной семьи долгое время не ходила в школу. Мать своими действиями, а точнее бездействием, довела ребёнка до такого состояния, что дочка стала отставать в развитии от своих сверстников. Проводимые воспитательные беседы на женщину не действовали, и мы вынуждены были принять крайнюю меру – лишение родительских прав, а девочку направить в специализированную школу для детей с дивиантным поведением. Прошло несколько лет, но я никак не могу забыть случай, поразивший меня жестокостью и цинизмом. Молодая женщина в лютый январский мороз, оставила двухлетнего малыша под воротами дома. Когда мы вышли на неё, то она с удовольствием написала отказ. В ходе проверки выяснилось, что это второй у неё ребёнок. От первого она избавилась, оставив в Астане. Не часто, но бывает, что дети подвергаются сексуальному насилию. В таких случаях, если дело доходит до суда, то насильнику грозит срок от восьми и более лет. Основная проблема у нас – маленькие попрошайки, которых родители заставляют зарабатывать таким образом. Мы стараемся помочь каждому ребёнку – оформляем документы, подкармливаем их, ищем ближайших родственников для оформления опекунства, передаём детей в детские дома. С начала года у нас на учёте состоят 728 неблагополучных семей, из которых 69 родителей лишены родительских прав, 2 – лишены свободы, столько же получили ограничения. Бывают случаи, когда родители, понимая, что их могут лишить родительских прав, начинают заботиться о ребёнке, бросают пить и находят работу. Таких у нас 594 человека. Я думаю, что насилие над детьми может остановить ужесточение правовых актов, внедрение системы штрафов и вызовов в Опекунский совет. Так же нужно ускорить процедуру направления дел в суд, которая порой затягивается на огромный промежуток времени. Основная проблема в том, что дети часто молча терпят издевательства. Они, ведь, не смотря ни на что, любят своих родителей и считают их поведение нормой.
— Я вспомнила одно судебное разбирательство, на котором мне пришлось присутствовать. Маленького мальчика жестоко избила соседка. И её дали за это небольшой срок условно, так же она должна была оплатить моральный ущерб сумма, которого тоже незначительна. Как вы думаете, приведёт ли к хорошему такое гуманное отношение к тем, кто издевается над детьми?
— С одной стороны нет, так как люди теряют страх, — говорит мой собеседник. — А с другой — получив условно, человек становится на путь исправления. Он вынужден поменять своё поведение и отношение к домашним, иначе попадёт на зону и надолго. После отбытия наказания мы можем не снять его с учёта до тех пор, пока не убедимся, что он действительно исправился. Хуже, когда преступнику удаётся избежать наказания. Например, если сожитель женщины, который издевается над ребёнком, по документам не является его опекуном.
Своим мнением по этой проблеме поделился и и.о. директора Комитета по охране прав детей департамента по защите прав детей Жамбылской области Думан Мауленов:
— Многое остаётся в тени, по причине молчания людей, видящих беду чужого ребёнка. Конечно, бывают случаи, когда сообщают о жестоком отношении к маленьким гражданам. Недавно к нам обратились жители одной из улиц и рассказали, что их соседи пьют, и заставляют детей рыться в мусорках и приносить домой еду. Мы сразу же приняли меры. В результате – мать лишена родительских прав. Было так же заявление от молодой женщины, заметившей, что в одном из детских домов воспитательница ударила ребёнка. После разбора ситуации, виновница была наказана. Я думаю, что законы в отношении нерадивых родителей, должны быть более жёсткими. Ситуацию может изменить и ювенальная юстиция. Кроме этого необходимо чтобы наши психологи, социологи, советы ветеранов и аксакалов уделяли больше внимание этой проблеме. В советские времена во всех организациях были товарищеские суды и люди боялись попасть туда. Почему бы сейчас не вернуть эту традицию? В настоящее время НПО пытаются решить вопрос жестокого отношения с детьми при помощи телефона доверия, но этого мало. Необходимо открытие государственных кризисных центров для детей. Я думаю, что действовать все организации, отвечающие за детей и общественность должны вместе. Тогда мы добьемся положительного результата.
Помните, у Федора Достоевского: «Целый мир не стоит одной слезы ребенка»? К сожалению, в обыденной жизни мы не научились и не хотим понимать, насколько хрупка и уязвима душа растущего человека, и что невнимательное, равнодушное отношение к детям и подросткам впоследствии бумерангом бьет по нам самим, обществу и государству в целом. Так что до эры милосердия нам далеко.
Ольга МАКАРОВА
Тараз Times, №45 от 19.11.2009
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.