Бензиновые страсти
Вот уже которую неделю на автозаправках Тараза, как впрочем, и всего южного региона страны, царит небывалый ажиотаж. Уже с раннего утра десятки машин стоят в живой очереди, дожидаясь бензина. В лучшем случае, топливо отпускают им на тысячу тенге, а на многих автозаправках цены взвинчены до предела.
Как всегда, во время “бензиновых” скачков чиновники задаются вопросом: почему же сложилась такая ситуация? И сурово требует наказать виновных. Ровно полгода назад, во время весеннего скачка цен, когда в большинстве областей Казахстана стоимость бензина превысила критическую отметку — 100 тенге за литр, уже искали виновных. Судя по сегодняшней ситуации, так и не нашли.
Хотя Агентство РК по защите конкуренции все же постаралось. По информации пресс-службы АЗК, “в ходе анализа рынка ГСМ установлено, что основные поставщики, отказываясь от прямых поставок автозаправочным станциям, реализуют нефтепродукты посредникам, необоснованно повышающим цены. В результате указанных действий поставщиков создается искусственный дефицит, а АЗС вынуждены покупать ГСМ у посредников по более высокой цене. Удалось даже выявить факты, когда один из основных поставщиков ГСМ (странно, что не указано, кто именно) перепродавал 70 процентов объемов через трех посредников.
Две недели назад владельцы мелких АЗС обвинили нефтеперерабатывающие компании в том, что три казахстанских НПЗ отгружают ГСМ только монополистам рынка: компаниям “КазМунайГаз”, “Гелиос” и Sinooil. A еще, нефтепереработчики “складируют” бензин и ждут снятия запрета на экспорт ГСМ, не выпуская его на внутренний рынок. При этом, по данным автозаправщиков, пока запрета на экспорт не было, проблем с основными поставщиками не возникало.
Но, по мнению антимонопольного ведомства, причинами нестабильной ситуации вокруг цен является дефицит, возникший во время отсутствия запрета на вывоз ГСМ за пределы республики.
— В этот период экспортировался достаточно большой объем ГСМ, при этом ГСМ российского производства не импортировались в страну из-за высоких цен. В настоящее время объемы переработки нефти не достигли уровня, обеспечивающего заполнение рынка ГСМ, — считают в Агентстве РК по защите конкуренции.
Но кто бы что ни говорил, а вопрос: “Будут ли расти в ближайшее время цены на бензин в области?” — пока так и остался без ответа. Собственно, большинство автовладельцев уже привыкли к весенне-осеннему бензиновому обострению и относятся к нему как к сезонной заготовке “капусты”. Ведь пока чиновники разбираются в ситуации, кто-то неплохо на ней зарабатывает.
Тем временем…
Дефицит бензина в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской и Акмолинской областях стал темой очередной пресс-конференции, состоявшейся в южной столице.
Представители компании «ПетроКазахстан Ойл Продактс» (ПКОП) поделились с журналистами радужными перспективами развития бизнеса. Они рассказали о том, что иены на бензин с февраля текущего года ими не поднимались, а загрузка Шымкентского нефтеперерабатывающего завода стремительно увеличивается с каждым днем. И если в июле среднесуточная переработка составляла около 10,5 тонны, то в сентябре она перешагнула порог 14,7 тонны. Особое внимание участники пресс-конференции уделили грамотной политике руководства, понимающего серьезность проблемы дефицита бензина. Для стабилизации ситуации компания даже передвинула сроки ремонта завода на 20 дней.
Сотрудники компании также сделали акцент на то, что готовы взаимодействовать со всеми казахстанскими предпринимателями и предоставлять владельцам и арендаторам заправочных станций ГСМ по ценам производителя. Это поможет им приобретать топливо без посредников. По их словам, двери торгового дома компании гостеприимно открыты перед всеми потенциальными клиентами без исключения.
— К сожалению, на сегодняшний день положение на рынке ГСМ пока еще остается критическим, — отметил вице-президент по маркетингу и транспортировке «ПетроКазахстан». — И исправлять его нужно совместными усилиями. Мы готовы продолжать взаимовыгодное сотрудничество с государственными органами, компаниями-производителями, импортерами нефти и реализаторами нефтепродуктов. Все вместе мы разработаем комплексные действенные меры по успешному выходу из кризиса.
Однако владельцы небольших АЗС, пришедшие на конференцию в качестве незваных гостей, оптимизма сотрудников ПКОП не разделяли. Более того, они выступили с категорическими заявлениями о том, что приобрести бензин в торговом доме компании рядовым предпринимателям абсолютно невозможно.
— Два месяца тщетно пытаюсь совершить сделку. Я готов прямо сегодня приехать за бензином и загрузить сразу же 20 тонн, но мне почему-то отказывают в его приобретении. При этом никаких дельных объяснений не дают, -возмущенно говорит индивидуальный предприниматель Сергей Богданов. — Замечу, что я не являюсь исключением. Не могут купить бензин десятки хозяев различных АЗС, с которыми я знаком лично. Создается впечатление, что кому-то выгодно задушить на корню малый и средний бизнес и оставить на рынке только крупнейшие заправочные станции. Вот только выиграет ли от этого покупатель?!
В свою очередь, заместитель директора департамента энергетики и коммунального хозяйства акимата Жамбылской области Мухтар Толеулиев сообщил, что при акимате создана рабочая группа под председательством аж двух заместителей акима – Б.Иманалиева и К.Кокрекбаева. По её поручению проверяются АЗС на предмет наличия ГСМ и выявлению причин бензинового кризиса. На днях группа огласит итоги своей деятельности.
Тараз Times, №39 от 8.10.2009
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.
nokia 15 лет назад #421
Гость 15 лет назад #425
Гость 15 лет назад #433
Гость 14 лет назад #648
Гость 13 лет назад #1006
Гость 13 лет назад #1043