О чем молчит таксист?
На прошлой неделе на улицах города появились новые дорожные знаки, регулирующие автомобильное движение. Так, теперь транспортный поток по параллельным улицам Айтиева и Койгельды стал односторонним – въезд на первую запрещен со стороны Толе би, на вторую – со стороны Казыбек би. Кому-то нововведение пришлось по вкусу, кому-то – нет. Но что об этом думают сами автолюбители? Наш корреспондент узнал мнение таксистов, которые работают на «пятачках» города…
Илья Фомичев «таксует» вот уже несколько лет и знает практически каждого своего коллегу в городе. Да и многих сотрудников дорожной полиции знает в лицо. Начинал когда-то на «шестерке». Сейчас у него – «Фольксваген Пассат».
— Это именно мы, таксисты, поднимали проблему загруженности улиц Айтиева и Койгельды. Перво-наперво, мы просили реконструировать улицу по Желтоксан, чтобы разгузить две параллельные дороги. Но нашим просьбам не вняли, а построили там Аллею Славы. В Дорожной полиции поняли, что от этой проблемы никуда не деться, и вот теперь изменили ситуацию столь радикальным образом. Акция в принципе положительная – она заметно улучшила движение по улицам. Но, как всегда, есть «но». Например, первые дни стали штрафовать всех водителей, которые по привычке заезжали под запрещающий знак. Наверное, полиция перевыполнила в эти дни план штрафов за месяц – потому что машины заезжали целыми потоками – десятками, сотнями. Я водителей понимаю – ведь заезжают все рефлекторно, уже не обращая внимания на то, что где-то на столбе появился новый знак. Водители наизусть знают, где какие знаки стоят, вот и едут как раньше по прямой… Другое дело – если бы заранее поставили огромный щит с надписью — вот, мол, с такого-то числа заезд на эту улицу будет запрещен. Или дали объявления в газеты и на телевидение. А тут – вывесили знак без предупреждения, и на тебе – думай на ходу, куда сворачивать, куда нет… Я думаю, что по крайней мере первый месяц нельзя было выписывать штрафы, а подойти к этому вопросу чисто по-человечески. Ведь штрафы сейчас немалые.
— Действительно, хотели как лучше, а получилось – как всегда, — подключается к разговору другой таксист – Омирбек Канатов. – Вот проезд по площади открыли на целые сутки, чтобы машины не сворачивали на Айтиева, а прямо проезжали по Толе би. Но я об этом только сейчас узнал, поскольку объявлений никаких не было. Обрадовался – думаю, правильно сделали. Еду вчера туда – а движение по площади перекрыли – идет репетиция к 1 мая. Это, конечно, хорошее дело. Но что теперь творится перед городским акиматом! Там же простой заезд для служебных машин, а мы превращаем его в шоссе! Представляете, водителям нельзя заезжать на Айтиева, они едут на площадь. Там перекрыто, и они все заворачивают в сторону акимата. Но там ни разметок, ни светофоров, ни широких дорог – завтра тут будут такие пробки, что никому мало не покажется!
— Правильно, — соглашается Илья Юрьевич. – У нас в городе по Абая уже шестиполосное движение! Бензин подешевел, и все снова сели за руль. А мы хотим, чтобы с широкой улицы Толе би все сворачивали на крохотный проезд возле горакимата…
ПОЛЬЗУЯСЬ СЛУЧАЕМ…
Вообще, у таксистов, как оказалось, проблемных участков по городу немало.
— Нас вообще-то мало слушают, – говорит Омирбек. – Вот через газету, пользуясь случаем, хотим рассказать о некоторых проблемах. Например, новые секции на светофорах города пришлись нам по душе. Движение на перекрестках упорядочено. Но кое-где с этими светофорами перемудрили. Например, если 40 секунд стоять на красный свет на Толе би — Абая нормально, то на Абая-Ворошилова, Абая — Айтике би и некоторых других улицах – слишком много и неоправданно. Расход бензина у нас значительно увеличивается именно из-за светофоров. Ведь в день таксист проводит на красном свете почти 10, а иногда и 20 минут!
— Бывает еще так, — говорит Илья Юрьевич. – Едешь по Айтике би, остановился на красный свет. Поехал, а на следующем перекрестке – опять красный. Потом – опять красный. И так – почти по всему городу… У нас что – специально так делают? Ведь должна быть единая система регулировки светофоров, при котором водители должны после красного светофора успевать на следующем перекрестке проехать на «зеленый» при средней скорости 50 километров в час. Неужели никто над этим не задумывается?
Также мои собеседники обращают внимание на то, что в некоторых местах появившиеся разметки «пешеходный переход» быстро стираются после дождя и грязи, и не всегда их заметишь. А сопровождающий знак может находиться в нескольких метрах от разметки.
— Всяких «пешеходных» знаков все больше и больше становится, мы просто не успеваем привыкнуть, – жалуются они…
ЕЩЕ РАЗ О ДОРОГАХ
Думаю, проблема дорог в городе уже всем набила оскомину. Но разве будет полной картина, если таксисты не заговорят об этом?
— Такое ощущение, что дороги ремонтируются не там, где надо, — считает И. Фомичев. – Постоянно ремонтируют трассу, которая ведет к резиденции акима области. «Лежачие полицейские» на его пути то устанавливают, то убирают. А между тем другие улицы Богом забыты. Поймите, по Абая, как я уже говорил, машины движутся в шесть потоков. Все потому, что параллельные улицы – Айтиева, Желтоксан, Койгельды находятся просто в безобразном состоянии. Ямы, колдобины, ухабы, даже кое-где почти что ручей течет поперек дороги! А кто будет их делать? Там мы натурально гробим свои машины. Приходится ездить, потому что клиенты туда просят довезти. А все другие водители предпочитают проспект Абая, и потому там так загружено.
— Я только неделю как «ходовку» на машине сделал, — замечает Омирбек. – И что? Можно было не делать, потому что из-за таких дорог она опять у меня расшатана.
Так что местным властям пора бы переключиться на второстепенные дороги, которые несколько лет ждут своего часа.
А еще водители обращают внимание на повальную вырубку деревьев в городе.
— Все наши тени убрали! Летом ведь испечемся! И зачем-то вырубают молодняк. А не старые деревья. Не иначе, у кого-то из высоких чиновников свой деревообрабатывающий завод появился!
АНЕКДОТ «ЗА ЖИЗНЬ»
Что касается личного заработка таксистов, то здесь не обошлось без темы кризиса.
— Заработки резко упали, — говорит Илья Юрьевич. – Раньше я был уверен, что полторы тысячи в день у меня будет. Сейчас клиента ждешь часами. Многие знакомые клиенты стали просить подвезти в долг. Один парень уже 4 тысячи с лишним «наездил», вот переживаю – заплатит ли вообще? Раньше молодежи больше отдыхало по суточным квартирам, и у нас работа была. Сейчас и они куда-то пропали…
— У меня то же самое, – улыбается Омирбек. – Вчера домой приехал, считаю – сколько заработал – получилось минус 1000 тенге! Бензин заправил на 3 тысячи тенге, клиентов подвозил со скидками, километры впустую проехал. Приехал домой, считаю – в кармане 2000 тенге. Вот так-то!
— Да, мы большей частью со скуки тут в карты играем, — подтверждает Илья Юрьевич. – Сканворды решаем, анекдоты рассказываем. Вот, кстати, свежий анекдот как раз на тему кризиса…
«Обезьяна бежит по лесу и кричит:
— Кризис! Кризис! Кризис!
Тут медведь ее останавливает.
— Слушай, обезьяна, чего ты орешь: «Кризис, кризис!» Я вот как лапу сосал, так и сосу. И кризис твой меня не касается.
Обезьяна дальше бежит:
— Кризис! Кризис! Кризис!
Тут ей волк навстречу:
— Чего ты орешь: «Кризис, кризис!» Я вот как кости глодал, так и глодаю…
Обезьяна дальше бежит:
— Кризис! Кризис! Кризис!
Тут лиса навстречу:
— «Кризис, кризис!» Чего ты распелась, я как в мехах ходила, так и хожу.
Обезьяна пошла дальше и думает.
— И действительно, чего это я так разоралась. Как ходила с голой задницей, так и хожу…
Макс КАЛИНИН
Тараз Times, №15 от 23.04.2009
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.