Город Тараз: информационный портал Город Тараз: информационный портал

Человеческий фактор

Строительство газопровода Казахстан – Китай застопорилось из-за землевладельцев, по территории которых должна пройти первая нитка.


Реализация данного крупнейшего международного проекта обеспечит транспортировку транзитного газа в Китай и позволит диверсифицировать экспортные маршруты казахстанского газа. Но строительство газопровода имеет еще и стратегическое значение в Центрально-Азиатском регионе не только с экономической, но и политической точки зрения. Так, проект сразу же вызвал официальное одобрение Госдепартамента США. В некоторой степени он задевает интересы российского «Газпрома», экспортирующего туркменский газ в Европу.

Хоу Кэцзюнь
Хоу Кэцзюнь

Новая магистраль выводит Туркменистан на восточный рынок, транзитом через Узбекситан и Казахстан. Газопровод пройдет от узбекско-казахстанской границы до казахстанско-китайской в районе Хоргоса. Его планируемая пропускная способность — 30 млрд кубометров в год. Ввод в эксплуатацию первой очереди трубопровода мощностью 10 миллиардов кубов ежегодно был намечен на 2009 год, однако, по общему мнению, график может быть не выдержан.

ПОЧТИ ПО АЙТМАТОВУ
Все получается, как в романе у Чингиза Айтматова – глобальные проекты человечества оказали влияние на частную жизнь простого человека.

Газопровод, согласно разработанной схеме, должен пролегать через земельные участки простых людей в Южно-Казахстнской, Жамбылской и Алматинской областей Республики Казахстан. Владельцы участков, среди которых физические и юридические лица, должны получить компенсации за убытки, связанные с временным отводом земель сроком на 3,5 года.

Согласно проекту, после окончания строительства производится рекультивация плодородного слоя земли, и земельные участки возвращаются землепользователям.
Кто-то из людей обрадовался – земля лежала без надобности, а теперь за нее деньги дают. Кто-то воспринял предложение компенсации в штыки – то лук на участке выращивается, то скот на пастбище пасется…

Всего в Жамбылской области 574 землепользователя попали под строительство нитки. И почти все согласились на компенсационные выплаты, кроме 15 недовольных. Слова о том, что проект является делом государственной важности и в домах большинства сельчан попутно появится «голубое топливо», звучали убедительно. Но действия не возымели. Сумма компенсации для «отказников» показалась «очень смешной».

ДАЮТ КОРОВУ, ПРОСЯТ СТАДО
Например, довод ПК «Юнчи» кажется вполне обоснованным – у них на 5 гектарах выращивается лук. Сумма возмещения убытков в 12 миллионов тенге кооператив не устраивает. Во-первых, только на луке за 3.5 года здесь получат доходов гораздо больше. Во-вторых, нарушится вся оросительная система, восстановить которую будет крайне тяжело. Минимум 24 миллиона тенге – сумма, озвученная землевладельцем.

Но это еще куда ни шло. Один из землепользователей в Жуалынском районе, введении которого оказалось 8 гектаров земли, запросил …200 миллионов теге за аренду пастбищных земель. Почему так дорого? Потому что у него здесь запланировано строительство гольф-клуба, а газопровод ставит крест на его планах. Предложенная компенсация в 150 тысяч тенге кажется предпринимателю несерьезной…

Другое хозяйство – ТОО «Азимбек» — просит еще большую компенсацию — 400 миллионов тенге, утверждая, что на его участке посажен яблоневый сад… Но сельхозникам от силы готовы предложить 3 миллиона тенге…

Компания «Азиатский Газопровод», которая проводит работу с населением, уже отчаялась. Она официально обратилась к акиму Жамбылской области с просьбой решить проблему несговорчивых землепользователей.

Между тем, помимо этого, еще в 41 случае заключение контрактов невозможно по бытовым причинам – у людей нет документов на землю, некоторые юридические лица ликвидированы, других землепользователей нет по месту жительства. Как быть с этой ситуацией, тоже никто не знает…

ЧТО ДУМАЮТ КИТАЙЦЫ?
Факт возможной отсрочки работ по строительству газопровода на отдельных участках, естественно, не обрадовал китайских партнеров.

— Конечно, возникшие трудности огорчают, — прокомментировал директор представительства компании СРЕСС (представляющей в данном проекте интересы КНР) в Жамбылской области Хоу Кэцзюнь. — Но время еще есть. Естественно, подобные проблемы должны решаться на основе законодательства, и мы надеемся, что компромисс будет достигнут в ближайшее время. Ведь наша компания инвестирует в строительство только по Жамбылской области около 20 миллионов долларов.

— Увы, в данном споре нет реальных правовых рычагов воздействия на землепользователей, — считает экономист Владлен Черкашин. — Единственный выход – либо идти на поводу у землевладельцев и соглашаться на их условия, либо протянуть газопровод в обход несговорчивых землевладельцев…

Однако, второй вариант, по мнению В. Черкашина, также не сулит ничего хорошего.
— Самое главное – все равно пострадает график ввода в эксплуатацию объекта, — объясняет он. – Ведь не все так просто. Проект прошел уже согласование на межгосударственном уровне, у него есть государственная экспертиза. А проведение новой госэкспертизы потребует дополнительного времени, и вряд ли обрадует заинтересованные стороны.

Таких проблем, по мнению экономиста, могло не быть, если бы с землепользователями договаривались об аренде земучастков до утверждения госэкспертизы. Если бы кто-то из них попросил завышенную цену, то сразу можно было бы найти другой путь для магистрали. А сейчас, когда землепользователей ставят перед фактом – мол, маршрут будет пролегать через ваш участок – те, естественно, выдвигают ответные требования, пользуясь удобным случаем.

По мнению господина Кэцзюня, все должны понимать, что проект сулит не только экономические выгоды для нескольких стран, но во многом будут решены социальные вопросы регионов в Казахстане. Так, по его словам, уже в середине этого года на работы по строительству газопровода могут быть привлечено около 250-300 жамбылцев, что очень важно сегодня, во времена мирового экономического кризиса.

— По графику мы должны закончить первый этап строительства жамбылского участка газопровода в октябре этого года, — говорит Х. Кэцзюнь. – Данная магистраль – от границы Узбекистана и Казахстана до границы Казахстана и КНР через Жамбылскую область до Хоргоса (Китай), протяженностью 1333 километра, поможет решить проблему нехватки природного газа бурно развивающейся экономики Китая, и в то же время даст возможность газифицировать более ста населенных пунктов в Казахстане.

— Мы, к тому же, уменьшим и внешнюю зависимость в поставках топлива, — соглашается В. Черкашин. — Как и прежде, будем получать узбекистанский газ, но в случае возникновения его дефицита у нас будет дополнительный источник. И чем скорее местные землепользователи поймут социальную значимость проекта, тем лучше для всех нас…
Марат СУЛЕЙМАНОВ
Тараз Times, №9 от 12.03.2009

3671
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежие новости