Недоросли, или как заработать на студентах
Областному управлению образования есть над чем задуматься: лицензии на местах выдаются весьма сомнительным учебным заведениям, которые озабочены не процессом обучения учащихся, а сбором с них денежных средств.
ПОСТУПАЙ — НЕ ХОЧУ!
Веселенькая картина наблюдается в жамбылских вузах и колледжах, расплодившихся в регионе как грибы после дождя.
Сегодня с получением высшего или средне-специального образования в регионе нет никаких проблем. Даже если ты не прошел Единое национальное тестирование, не выиграл гранты на обучение в вузах — не тревожься и ни печалься. В одном только Таразе найдутся три института и целых два университета, которые с удовольствием распахнут для тебя двери. Как говорится, было желание и, само собой, деньги. И высшее образование тебе обеспечено.
Ну а если семейный бюджет не позволяет родителям оплатить учебу в вузе, то к твоим услугам — дюжина всевозможных колледжей. Главное, оплачивай 50 или 60 тысяч тенге в год, а иногда — и 30-40 тысяч, и из тебя хоть юриста, хоть банкира сделают! Даже если в школе ты был беспросветным двоечником. Словом, поступай — не хочу!
Только вот большой вопрос — каково же будет качество полученного образования? Ведь стоит только глянуть на здание главного учебного корпуса одного из институтов, чтобы почувствовать, мягко говоря, несоответствие внешнего вида своему рангу. А о колледжах, которые лицензирует областное управление образования, и говорить нечего. Впрочем, обо всем по порядку.
ГОСТИНИЦА В… КОЛЛЕДЖЕ
Опустим «цветочки» в виде отдельных «незначительных» нарушений учебных заведений (прохудившийся библиотечного фонд, сдача в аренду учебных корпусов, отсутствие отопления в зимний период и тому подобное) и начнем сразу со «сладкого». Первые «ягодки» при проверки областной прокуратурой нашлись в двух таразских колледжах — «Байбура» и «Аулие Ата», расположенных в одном и том же двухэтажном здании. На первом этаже имеются три аудитории, которые предназначены для обоих учебных заведений. (Также, как и библиотека с медицинским кабинетом). К тому же, как выяснилось, одни и те же преподаватели дают уроки то в одном, то в другом колледже, порой не выходя из кабинета. Забавно? Да это еще пустяки.
Как выяснилось, еще 4 аудитории для двух колледжей располагаются на втором этаже, где призывно красуется надпись ...«HOTEL». Да-да, тут же находятся пять гостиничных номеров! По-видимому, руководители ссузов заботятся не только о дружбе между собой, но также о душевном равновесии своих питомцев. Которые в случае повышенной утомляемости (надо полагать, ввиду сложного учебного процесса) могут за определенную плату спокойно отдохнуть в «нумерах», опять-таки, не выходя из здания. Или это всего лишь хитрый пиаровский ход, ведь подобной рекламой можно заманить немало колеблющихся в своем выборе абитуриентов? А вот еще один «прикол» из таразского же колледжа «Оркениет». Только с виду его учебный корпус в 4 этажа вызывает уважение и восхищение приезжих с аулов родителей, которым хотелось бы дать хорошее образование своим амбициозным отпрыскам. На самом же деле, студенты учатся в аудиториях 2-го и 4-го этажей. А 1-й и 3-й этажи — это, вообще-то, общежитие студентов другого колледжа — Жамбылского политехнического! Так что на пути к техническому прогрессу систему «два в одном» в Таразе научились внедрять в таких сферах, в каких буржуазным производителям всяких «шампуней плюс кондиционеров» до сих пор и не снилось, и вообще, вряд ли приснится когда-нибудь...
Свою лепту в технический прогресс вносит и Жамбылский колледж экономики и права. Там в самый разгар учебного сезона никто не обучается, поскольку до недавнего времени в здании велись… ремонтные работы. А где же студенты? Они, как выяснилось, все до единого обучаются на заочном отделении. А дневного в колледже не имеется, поскольку нет собственного преподавательского состава! Следовательно, нет и медпункта и столовой — а зачем, если сюда все равно никто не приходит? Остается загадкой, как здесь проходили сессии и куда потом устраивались выпускники колледжа -дипломированные правоведы и экономисты!
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
В других колледжах уроки дают не то чтобы преподаватели 1-й и высшей категорий (кое-где они составляют лишь 10 процентов от всего преподавательского состава), а мягко говоря, «неспециалисты» своего дела. Так, в Шуском железнодорожном колледже физическую культуру преподавал человек, имеющий специальность «Локомотивы и вагоны». А в Меркенском колледже экономики и строительства преподаватель физкультуры и НВП сам когда-то закончил… училище. Все это — грубейшие нарушения статьи 51 Закона РК «Об образовании».
А что сказать по поводу того, что в Таразском медицинском колледже вообще отсутствуют преподаватели, имеющие… медицинское образование?! Каких медсестер и акушерок собирается выпускать данное учебное заведение, непонятно. А ведь нет сомнений в том, что многие его выпускники смогут-таки устроиться на работу в роддома и больницы. Только вот будут ли они знать, с какой стороны подойти к женщине во время родов и в какую часть тела делается внутримышечная инъекция? Впрочем, настоящий настоящий прорыв человеческой мысли прокуроров ожидал в уже упоминавшемся колледже «Оркениет». Когда они зашли в аудиторию на предмет «Рисование», в группе сидели 6 из 7 обучающихся студентов. Преподавателя при этом не было. И дело не в том, что он вышел по крайней нужде или приболел дома. Оказывается, молодежь изучает дисциплину… самостоятельно! Действительно, зачем вообще нужен преподаватель на такой маловажный предмет? Бери альбом, карандаши — и рисуй сколько душе угодно! Только вряд ли такие выпускники намалюют плакат лучше художников Остапа Бендера и Кисы на том злополучном пароходе...
Ряд нарушений прокуратурой выявлен и в деятельности жамбылских вузов. В результате проведенных проверок возбуждено 48 административных дел, по 13 колледжам поставлен вопрос об отзыве лицензий. Кроме того, дюжину специальностей в нескольких вузах области тоже могут «прикрыть» Как несоответствующие требованиям законодательства. Но вдруг учебные заведения выйдут «сухими из воды»? Тогда они и и дальше будут обучать у себя наивных простачков, которые завтра теоретически могут стать преподавателями в этих же институтах и колледжах… Нужно ли нам такое поколение недорослей?
Тараз Times, №4 от 10.02.2011
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.
Гость LANG_DATE_AGO #1299