Жамбылский филиал АО «Казпочта» незаконно собирал деньги за квитанции
Прокуратурой Жамбылской области в ходе проверки применения действующего законодательства в деятельности Жамбылского филиала АО «Казпочта» (далее–Филиал), выявлены факты необоснованного установления тарифов за прием и обработку платежных документов с физических лиц по оплате коммунальных и иных платежей.
В соответствии с требованием ст.3 Закона «О почте» одними из основополагающих принципов осуществления почтовой деятельности являются принцип соблюдения прав и интересов пользователей, а также принцип единства правил и требований в области почтовой связи.Согласно приказу председателя Правления АО «Казпочта» от 15.08.09г. № 2441 с января 2009 года для физических лиц установлены тарифы на прием и обработку платежных документов по оплате коммунальных и иных платежей в пределах от 20 до 50 тенге в регионах республики за исключением г.г. Алматы и Астаны.
При этом в примечании № 11 к приказу № 2441 указано, что «если по коммунальным и иным видам платежей, имеется договор, в котором предусмотрены другие комиссии и ставки, то при приеме таких платежей применяются комиссии и ставки данного договора».
Аналогично, в 2008 году на основании приказа № 325 от 14.12.2007 года председателя Правления АО «Казпочта» утверждены тарифы за прием и обработку документов по оплате коммунальных услуг и иных платежей в размерах от 10 до 30 тенге.
Согласно сведениям Департамента финансовых услуг АО «Казпочта» от 15.03.2010 года в структуру тарифов по приему и обработке платежных документов входят следующие виды затрат: расходы на оплату труда, расходы на соцотчисления, накладные расходы, административные и амортизационные расходы, расходы на бланочную продукцию, расходы на инкассацию и пересчет наличных денег.
В структуру тарифа комиссионного вознаграждения, взимаемых с контрагентов по договорам на оказание финансовых услуг по приему платежей, помимо вышеназванных затрат по приему и обработке платежного документа, входят также расходы по переводу денег в другие банки, а также другие расходы.
Следовательно, тариф по приему и обработке платежных документов входит в состав тарифа комиссионного вознаграждения, взимаемых с контрагентов.
К примеру, 3 января 2008 года за №2ИН1-ЖМБ, между АО «Казпочта» и АО «КазТрансГазАймак» составлен договор об оказании услуг по приему платежей.
Согласно условиям договора, АО «Казпочта» обязуется производить прием платежей с наложением на платежный документ оттиска календарного штемпеля, суммы принятого платежа, с обязательной росписью оператора ОПС. Сельские ОПС по завершении операционного дня передают в районный узел почтовой связи (РУПС) платежные документы. РУПС после получения реестров с квитками квитанций и начисленных денег от СОПС производит занесение принятых сумм в собственную базу данных для дальнейшей их регистрации в электронные файлы и передачи их на электронные адреса клиента.
Между тем, по условиям договора за оказанные услуги АО «КазТрансГазАймак» обязуется уплатить исполнителю вознаграждение за оказанные услуги по приему платежей в размере 1% от перечисленных сумм.
Однако, несмотря на указанное, Филиалом дополнительно взималась плата у физических лиц за прием и обработку платежных документов согласно тарифу, утвержденному приказом Директора Филиала в размере 20 тенге в г.Тараз и по 30 тенге в районах области за обработку одного платежного документа.
Аналогичные факты имеют место по 68 договорам, заключенным между Филиалом а также коммунальными и иными организациями.
Таким образом, за период 2008-2009 г.г. Филиалом незаконно получены доходы за прием и обработку платежных 1 186 942 платежных документов по коммунальным платежам с физических лиц в размере 44 млн. 130 тыс. тенге.
Из изложенного следует, что руководством Филиала необоснованно, путем игнорирования приказов вышестоящего руководства, взималась плата с физических лиц за прием и обработку платежных документов, что в свою очередь способ-но вызвать социальную напряженность населения, являющихся потребителями финансовых услуг Филиала.
Вместе с тем, указанным нарушениям также способствовали неединообразные разъяснения центрального аппарата АО «Казпочта», содержащие противоречивые комментарии применения тарифной политики.
Согласно ст.8 Закона «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителей по сравнению с правами, установленными Законом или типовым договором, признаются недействительными. Если в результате применения условий договора потребителю был причинен ущерб, то этот ущерб должен быть возмещен производителем (продавцом) в полном объеме.
Следовательно, возложение Филиалом на потребителей финансовых услуг в лице плательщиков за коммунальные и иные виды услуг обязанностей производить оплату за оказанные услуги путем отражения данных норм в договорах с коммунальными организациями произведено необоснованно.
Также установлено нарушения требований ст. 645 Налогового Кодекса и по факту отсутствия осуществления деятельности 95 отделений связи Филиала без контрольно-кассовых машин, органами прокуратуры области возбуждены производства по делам об административных правонарушениях по ч.1 ст. 215 КР КоАП.
По результатам проверки прокуратурой области на имя председателя АО «КазПочта» внесено представления об устранении нарушений закона и рассмотрении вопроса о реализации механизма возврата необоснованно полученных Жамбылским филиалом АО «Казпочта» средств от населения в качестве оплаты за прием и обработку платежных документов по коммунальным и иным видам платежей.
Начальник Управления прокуратуры Жамбылской области
Илияс Тойшыбеков
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий в Таразе.
Гость LANG_DATE_AGO #660