Город Тараз: информационный портал Город Тараз: информационный портал

Надломанные «цветы» жизни

От Нурлана (имя изменено) мама отказалась ещё в роддоме. В детском доме, где он прожил несколько лет, у него обнаружили эпилепсию. Со временем приступы стали частыми, его «било» 6 -7 раз на день. По решению медицинской комиссии ребёнок был переведён в дом — интернат для умственно-отсталых детей. В настоящее время прогрессирование болезни удалось остановить. Мальчик осваивает азы школьной программы, занимается спортом и даже собирается участвовать в республиканских соревнованиях.

Таких примеров на сегодняшний день, как это ни печально, предостаточно. На данный момент в доме — интернат для умственно-отсталых детей находится 120 детей в возрасте от 4-х до 18-и лет. Воспитываются они в группах по 15 человек.

— Наш интернат был создан в 1964 году и назывался областным детским домом инвалидов. – рассказывает директор Толеу Мейманкалиев. — Шли годы, менялись названия заведения. Неизменной остаётся только цель, работающих здесь людей – помогать больным детям. У нас нашли приют маленькие инвалиды со всей области. Дети поступают из Дома ребёнка «Умид», детских домов, некоторых привозят родители. Мы принимаём сюда пациентов, имеющих готовое медицинское заключение.

— В год к нам поступает 20 и более ребятишек,

— вступает в беседу врач-невропатолог Кенжегуль Кудайбергенова, — имеющих страшные диагнозы: олигофрения, ДЦП, даунатизм, идиотизм, эпилепсия. Таких малышей содержать в домашних условиях очень трудно и поэтому родители определяют их к нам. Родственники имеют полное право забирать детей на выходные, каникулы. Кроме этого, могут в любой момент отказаться от наших услуг и забрать ребёнка насовсем. Но, такое редко происходит. Даже если родители и забирают малыша, то через некоторое время всё равно возвращают обратно.

Воспитательница с детьми в доме инвалидов
Воспитательница с детьми в доме инвалидов
Это дети – особые, у них не только умственное развитие отстаёт, но и имеется немало физических недостатков. Воспитатели, нянечки всегда находятся вместе с детьми, не оставляют их даже на минутку.

Преподаватель с детьми проводит уроки, на которых они осваивают в основном дошкольную программу и навыки самообслуживания. Занятия длятся не более 25 минут.

— У нас для каждой подгруппы своя программа по реабилитации и адаптации, — говорит заместитель директора по учебной части Гульмира Амиралиева. – которую мы разработали совместно с педагогом-психологом Сайрагуль Мамедалиевой. Для ребят старшего возраста предусмотрены уроки труда. Девочки шьют и вяжут, а мальчики выполняют несложную работу по уборке территории. Нам важно привить им хотя бы элементарные навыки.

Большая нагрузка ложится на плечи врачей. Они постоянно осматривают подопечных, проводят с ними курс лечения. Бывает и такое – поступает ребёнок, который не в состоянии двигаться. С ним проводят курс лечения, и через некоторое время он начинает вначале ползать, а затем потихоньку ходить.

Сотрудники интерната отметили, что улучшилось финансирование и снабжение. Воспитанники обеспечены пятиразовым питанием. Для каждой группы детей разработано специальное меню, в которое обязательно входят фрукты, овощи и соки. Родственники приносят обязательно что-то вкусненькое, но не всегда разрешённое детям. Поэтому часто приходится возвращать обратно, а то, что пропускают, проходит в обязательном порядке термообработку. Эти меры предосторожности необходимы для того, что бы избежать инфекции.

Несмотря на физические недостатки, воспитанники интерната, как и все дети, любят, и петь, и танцевать, и конечно, играть. С детишками занимается преподаватель музыки, а в актовом зале проходят даже целые представления с их участием. Есть в интернате и свои спортсмены, занимающиеся мини-футболом, плаванием, лёгкой атлетикой. Вместе с тренерами и врачами они выезжают на соревнования всех уровней и возвращаются с неизменными победами. По возможности детей вывозят на прогулки в городской парк. Бывает, что в гости приходят представители общественных организаций, студенты. Но хотелось бы, чтобы это было чаще, так как для малышей важно общение и внимание.

Несмотря на в целом благополучную картину в доме-интернате есть проблемы, которые невозможно решить в одиночку. По словам директора Толеу Мейманкалиева, главное – кадры. В интернате работают отличные специалисты, но, к сожалению, их мало для такого специфического заведения. Он даже делал запросы в медицинский колледж и другие организации, но желающих не оказалось. Вторая проблема — в интернате есть дети, которым уже исполнилось 18 лет. Они их вынуждены держать у себя больше положенного срока из-за нехватки мест в психоневрологическом доме-интернате. И последняя — дорога к интернату в ужасном состоянии, очень трудно проехать.

«Прекрасное» далёко

Хотелось бы окончить на мажорной ноте, и сказать о том, что воспитанников ждёт впереди только хорошее. Но, давайте посмотрим правде в глаза.

Пока ребята находятся в стенах дома-интерната, о них заботятся, им помогают. А что дальше? В лучшем случае кого-то заберут родители. А в худшем … их ждёт новый интернат и долгая жизнь в четырёх стенах. Девочки в будущем никогда не смогут стать мамами, так как заболевания передаются на генетическом уровне и даже через несколько поколений.

Как признались педагоги, даже самые развитые из их подопечных, не имеют никакого шанса на нормальную жизнь. Примером тому может служить история воспитанницы Айжан (имя изменено).

Несколько лет назад девочка поступила в интернат из дома ребёнка «Умид» с синдромом Крузона (деформация черепа). При поступлении ребёнок был лежачим. После проведённого лечения и реабилитации стала ползать, а затем ходить. В настоящее время девочка осознано отвечает на вопросы, умеет читать и писать. Ребёнок артистичный – отлично поёт и танцует. Однажды её хотели отправить на конкурс, к которому Айжан с удовольствием готовилась. Но из-за уродства ей было отказано. Позже перед ней захлопнулась дверь и обыкновенного детского дома. Члены медицинской комиссии отказали в переводе.

Впрочем, не повезло и Нурлану. По решению ВКК он был признан недееспособным и по достижению 18 лет будет отправлен в психоневрологический дом-интернат.
Однажды моя знакомая, которая многие годы проработала в опекунском совете, сказала, что когда к ней обращались бездетные матери с просьбой усыновить или удочерить хотя бы тяжелобольного ребёнка, она задавала им всегда вопрос: подумали ли они о том, что будет с ребёнком-инвалидом, если вдруг он останется один? Многие, к сожалению, об этом не думают.

— У нас сейчас медицина шагнула далеко вперёд, — говорит Кенжегуль Кудайбергенова, — и когда ребёнок находится в утробе матери, уже можно продиагностировать, будет ли он здоровым. К нам иногда обращаются женщины, которым врачи ставят неутешительный диагноз и советуют убрать ребёнка. Они смотрят на жизнь наших подопечных и после этого нередко решаются на аборт. Но, некоторые рожают. В итоге – малыши оказываются у нас. Вообще детей жалко. Им часто приходится расплачиваться за ошибки родителей. У нас много воспитанников из неблагополучных семей, где родители пьют, употребляют наркотики, а страдают из-за этого ни в чём не повинные дети.
Ольга МАКАРОВА
Тараз Times, №14 от 22.04.2010

4478
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Свежие новости